Больше историй

14 марта 2016 г. 10:17

536

Анти(семейная)утопия

«Биологический материал» поднимает вопросы, которые действительно волнуют людей, да только волнения вдруг прекращаются, когда все «обеспокоенные» вдруг заводят детей. Меня всегда удивлял тот факт, как просто некоторые люди заводят детей, как страдают те, кто столкнулся с проблемами в данной сфере и как при этом сложно в результате усыновить ребенка. Странно то, что усыновленный либо получает полный семейный набор с условиями содержания, либо ничего, оставшись на попечении детского дома. А вот ребенок своих биологических родителей может оказать в любом месте с любыми людьми в любых условиях. Родительские права оспариваются только в редких случаях, когда есть тот, кто может обратиться в соответствующие структуры. Кто-то в связи с этим верит в стереотип, что неравенство семей является причиной социального неравенства. Но вообще-то проблема совсем не в этом, и в совсем нищих семьях появлялись будущие гении и богачи, а обратных примеров, думаю, и того больше. Проблема в том, что семья – это не социальная ячейка, потому что в каждой семье свой собственный тоталитаризм, собственная анархия или собственная демократия, а ячейка экономическая. Все начинается с обладания своими родными, из которых дети больше всего походят на вещи, а дальше своими вещами, своим местом жительства, быть может, даже своими традициями, семейными преданиями и прочими династическими атрибутами.

К чему я веду? К тому, что для создания оригинальной антиутопии нужно наконец придумать новую утопию, а то как зависли на извращении над изначальных социалистических утопиях в их позитивистском воплощении, так и топчутся. Нинни Хольмквист якобы своим обязательным восьмичасовым детским садом минимизировала влияние ребенка на карьеру родителей. Да только житье родителей и детей под одной крышей, их общение после восьмичасового пребывания в неистово работающем социуме, никуда не девается. Потребности ребенка и отношение к ним родителей остаются на том же месте. Или что? Родители из-за обязательного восьмичасового детского сада вдруг наплевали на то, что ребенку нужно еще и пустили все свои средства на то, что поможет их продвижению на рабочем поприще? Но даже если так, обыкновенные бабушки и дедушки в ее мире остались, и наверняка они пенсионеры, которые тоже так или иначе участвуют в семейной жизни. В общем, кого она удивила своим смешным постановлением? Новой утопией мне видится мир без семьи (да, это вполне себе старая утопия, о которой почему-то не очень хотят вспоминать из-за гегемонии экономического мышления), где абсолютно все дети воспитываются в специальных детских центрах и общаются только с равными себе и специалистами, способствующими их гармоническому развитию. Сколько почвы для того, чтобы превратить этот мир и в тоталитарный ад, и в одухотворенный рай! Не стоит верить, что в семье жить экономней. Экономней жить просто сообща, а в семье все уж слишком разные, чтобы многое делить между собой.

В утопическом случае можно было бы создать из биологических родителей общий совет, который бы вносил предложения и средства в развитие той ячейки, где содержится их отпрыск. Но не лично для него, а именно для всего, чтобы менялась сразу вся среда. В такой утопии очень резко снизятся затраты на каждого отдельного ребенка, потому что всякие коляски и одежда для малюток сможет переходить к следующему поколению, а не валяться надеванной всего пару раз. Не нужно будет выпендриваться с одеждой на вырост по той же причине. Впервые хоть что-то износится. Не нужно будет покупать каждому ребенку одинаковую игрушку. Да и вообще появиться больше возможностей для того, чтобы воспитать понимание того, почему нужно делиться и не стремиться обладать какой-нибудь вещью единовластно. Это будет среда, где может быть воспитано общество равных, но при этом разных людей. Это уже зависит от того, насколько педагоги и родительский совет будут озабочены вопросами воспитания личности.

Только вот всегда проще превратить человека в «Биологический материал», в животное, подменять истинную духовность (религиозную) на духовность актуальную (искусство). Такое ощущение, что на подобных авторов очень сильно повлияла наша скучная система образования, не предполагающая выхода за пределы интересов государства. Вот и остается замыкать реальность в набивших оскомину границах вместо того, чтобы перестать рефлексировать на ней и начать по-настоящему творить.