Больше историй

5 февраля 2016 г. 22:22

42

о роли Саши в механизме "бунта" (по рассказу "Невеста")

"... Саша уже несколько лет подряд говорит всё одно и то же, как по-писанному, и когда говорит, то кажется наивным и странным".

- Всё это старо и давно надоело, - сказала она и встала. - Вы бы придумали что-нибудь поновее.

Так Надя отвечает на Сашины упреки в праздности и бесцельности существования. Через несколько дней она оставит дом, бабушку, мать, жениха и уедет со "странным и наивным", оторвав себя от привычного быта. Почему же?

Вдумаемся - Саша из года в год приезжает "поправиться" в дом к "бабуле". Из года в год он проповедует Наде "переворот". Из года в год Надя не видит в его словах рационального зерна, ничто из его речей не находит отклика в ее душе. И вдруг его агитация увенчивается успехом - да еще каким! Что же такое Саша?

При первом прочтении я видел в Александре Тимофеевиче ловкого, убедительного провокатора, искушающего юную душу. Я недостаточно внимательно читал и не обратил внимания на "из года в год". Вот это "из года в год" объясняет читателю Сашу.

Он не лидер, ведущий за собой. Он не вождь, ослепляющий окружающих своей харизмой. Он не путеводная звезда для неспокойных душ. Нет, в механизме бунта Саше отведена конкретная роль - роль невеликая, чисто функциональная. Сашина роль - неустанно, непрерывно рассыпать вокруг себя зерна своей идеологии, не особенно заботясь об их дальнейшей судьбе. Девяносто девять выстрелов мимо - один в цель, девяносто девять речей звучат в пустоту - одна просачивается в сердце. Все эти годы семена бунта отскакивали от Нади, не находя в ней благодатной почвы для развития. Сегодня все оказалось иначе.

Накануне свадьбы Надя находится в состоянии тревоги. Она испытывает "страх, беспокойство", как будто ожидает ее "что-то неопределенное, тяжелое". И мы можем долго размышлять, что же это - охлаждение к избраннику или обыкновенный предсвадебный мандраж, о котором и сама она упоминает ("Быть может, то же самое испытывает перед свадьбой каждая невеста. Кто знает!"). Лично я склоняюсь к такому мнению, что перетерпи она этот "кризис", выйди замуж - все бы устаканилось и она вполне могла бы рассчитывать на долгую счастливую жизнь с достойным супругом.

Но на "кризисную" почву падают Сашины слова. Падают и прорастают. Баобабы разрывают планету.

Саша не переворачивал свою жизнь, он не катится паровозом навстречу светлому будущему, отбрасывая от себя неприглядное настоящее, не личным примером тянет за собой последователей - нет, он, усыпанный мухами и окурками, занимается тем, что "проповедует". Идти "вперед" - дело других, тех, в ком прорастет его проповедь. Саша - глашатай, радиоприемник, обращающийся с одними и теми же словами ко всем сразу и ни к кому конкретно - и не отслеживающий судьбу пущенных им стрел (поэтому он сперва так удивляется решению Нади).

Сколько жизней разрушил Саша? Сколько таких Саш играют, как заведенные, свою пластинку изо дня в день, из года в год - подобные странным оросительным механизмам, рассыпающим вокруг себя брызги идеологической сыворотки, лишь один процент которой попадет в среду, пригодную для взаимодействия - и тогда крохотная капля заполняет собой весь объем сосуда, в который упала, вытесняет прежнее его содержимое, заменяя его своими производными. Но Саша этого не видит, он уже далеко, оборачиваться ему некогда - у него слишком много дел.