Больше историй

25 января 2016 г. 20:44

54

Пароль для "Душечки"

Лично я разгадку "Душечки" нашел на страницах "Братьев Карамазовых".

В главе "Вразумление маловерной дамы" старец Зосима на вопрос о том, как развеять сомнения в битии Бога и бессмертии души отвечает следующим образом:

"Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно".

Деятельная любовь, говорит старец, наполняет жизнь человека таинственным знанием и, как следствие, таинственным смыслом, который в свою очередь облагораживает жизнь и выводит ее из категории -бесцельного существования. Можно, таким образом, утверждать, что деятельная любовь обладает удивительной и могучей силой - она оживляет человека в высшем понимании этого слова.

А теперь посмотрим на "Душечку". Оленьке совершенно необходимо кого-то любить, да любить не номинально, а деятельно - отдавая всю себя на служение объекту любви. Она живет чужими мыслями, чужими убеждениями, чужими взглядами, - которые преломляясь в ее душе становятся (мы ведь не посмеем заподозрить в Оленьке фальшь) ЕЕ мыслями, ЕЕ убеждениями и ЕЕ взглядами. Что же происходит с нашей героиней в одиночестве?

"По вечерам Оленька сидела на крылечке, и ей слышно было, как в «Тиволи» играла музыка и лопались ракеты, но это уже не вызывало никаких мыслей. Глядела она безучастно на свой пустой двор, ни о чем не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор. Ела и пила она, точно поневоле.

<...> При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни.

<...> Повеет ли весной, донесет ли ветер звон соборных колоколов, и вдруг нахлынут воспоминания о прошлом, сладко сожмется сердце, и из глаз польются обильные слезы, но это только на минуту, а там опять пустота, и неизвестно, зачем живешь. Черная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет, но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. Это ли ей нужно? Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь".

В состоянии деятельной любви Оленька расцветает, _оживает_, жизнь ее наполняется смыслом, "приобретает направление". Она отдает всю себя, забывает себя, отворачивается от себя, отрекается от себя и... становится сама собой - это буквально видно окружающим, которые при встрече снова величают ее Душечкой. Она отдает и именно за счет этого приобретает.

Еще раз повторю, это очень важно. Лишь живя чужой жизнью, Оленька _живет_ своей.

Если же мы вглядимся в образ Душечки еще пристальней, мы увидим в ней куда больше параллелей с Достоевским (и, следовательно, с понятийным аппаратом православного учения, идеи которого озвучивает, говоря о любви, Федор Михайлович), чем могли ожидать. Если мы откроем "Дневник писателя", то встретим в нем следующие слова:

«Полюбить кого‑нибудь - это значит принять его душу в свою душу, полюбить его самого, его природу, его лик, _преобразиться_в_нем_до_конца».

А преподобный Иустин (Попович) (чью книгу я сейчас имею честь читать), анализируя положительных героев Достоевского, пишет следующее:

"Для них любить человека — значит воплотиться в него, преобразиться в него полностью, стать им: чувствовать его чувствами, мыслить его мыслями, смотреть его глазами, болеть его болями, печалиться его печалью, страдать его страданиями, радоваться его радостью, быть счастливым его счастьем".

Разве Оленька не является в некотором роде символом подобной любви? Не столкнулись ли мы с ситуацией, описанной у того же Чехова в рассказе "Пари":

"Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя".