Больше историй

15 января 2016 г. 08:43

2K

"ФРАНКЕНВИННИ" ТИМ БЕРТОН.

"Пустая трата рабочей силы и денег" - с такой формулировкой Тим Бёртон был уволен со студии Дисней после этой картины. Снято в 1984 году, но решением руководства компании положено на полку на долгие восемь лет. Я смотрела не художественный фильм, а сделанный по нему в 2012 мультипликационный. Двадцать восемь лет на то, чтобы донести до зрителя, что хотел сказать в далеком 84-м. Титаническое упорство и невероятная бережливость к продукту своего труда. По нынешним временам бездумного потребления и отбрасывания едва надкушенного, чтобы потянуться за следующим.

И поразительное умение доводить продукт до коммерчески успешной конечной формы. Не утверждаю, что мультик стал культовым, но трижды в прокате отбился, пусть зритель шел смотреть более "на Бёртона", чем на адаптированную для детей историю монстра Франкенштейна. Подруга посоветовала, иначе не узнала бы о фильме. Даже несмотря на то, что после "Алисы" режиссер - священная корова, с грифом: "смотреть непременно", намертво оттиснутым в левом верхнем углу (чего?, ну неважно, пусть будет - постеров к его фильмам).

Итак, "Франкенвини", история мальчика, у которого был единственный друг - бультерьер Спарки. А ему никто особо и не нужен, кроме. Так-то многие бы не прочь дружить с Виктором, но ему хватает для счастья увлечений и первых шагов в науке, а ниша потребности в общении заполнена хвостатым похожим на крыску любимцем. Тоже редким умницей среди собак, к тому же нрава спокойного и деликатного, вопреки расхожему мнению о булях, как собаках-убийцах.

Так бы все и продолжалось, не выскочи пес на дорогу под колеса машины. А дальше... Дальше совершенно тимбёртоновское кино. Потому что, знаете, всегда смутно чувствовала, что в гороскопе режиссера силен Плутон - планета смерти и возрождения. Убедилась сегодня утром, построив его гороскоп. Точное соединение Солнца с Плутоном. С русского на понятный - тяжелое, давящее могильной плитой ощущение жизни, человек как-будто живет среди других землян, придавленный силой тяжести, втрое превышающей гравитацию планеты. Обыденные действия, которые все мы совершаем во множестве, не задумываясь, требуют от него усилий, способных поставить обычного человека на грань физического и морального истощения.

Очень тяжело, почти невыносимо, но ничего не остается, кроме как прокачать невидимые душевные мышцы, отвечающие за выживание в экстремальных условиях. А когда это происходит, человек обретает силу семи королей и способность влиять, воздействовать на большие группы людей. Очень большие. Практически на мир, изменяя его, определяя тенденции развития и направление движения на многие годы вперед. Нет, радужные крылышки не вырастут за спиной. Плутон - планета тяжелая и давящий мрачный фон останется спутником самого творца и его поклонников.

Так вот, "Франкенвимни" совершенно тимбёртоновский фильм потому, что Плутон в его высшей октаве - возрождение через смерть. Ну да, здесь не франкенштейнова моральная дилемма: имеет ли человек право замахнуться на роль творца, создавая живое из неживого. Тут другое. То, что в "Кладбище домашних животных" Стивена Кинга: можно ли противиться смерти, которая отнимает у тебя самое дорогое? Кинг, помнится, дает однозначный ответ - нельзя. У Бёртона иначе, через вторую бритву Оккама, (не знаю, существует реально такое понятие или это плод пелевинского воображения, прочла днями в его "Смотрителе"): "Не умножай сущностей без любви".

То есть - можно, если с любовью. Он умножает свои странные диковинные сущности, исподволь заселяя ими мир и делая всех нас терпимее к разного рода фрикам, которые в сути - мы сами. Он учит любить и принимать то в нас, чего привыкли стыдиться и прятать даже себя, не то, что от других. И за то ему земной поклон.