Больше историй

9 сентября 2015 г. 13:06

1K

Мне опостылели они, они, они

История не про книгу "Слова" Сартра, но вы так сразу не сердитесь, она хорошо ложится в литературную традицию, потому что, во-первых, повествует о школьном сочинении, во-вторых, о такой концентрации словесной мякотки, что Сартр точно обзавидовался бы.

Я уже много травила историй про школу, где работала в прошлом году, эта оттуда же. К нам в пятый класс из Узбекистана перевели маленького хитрого таджика (не опечатки, таджик из Узбекистана). Фамилию писать не буду, звали его Джахонгир (а родителей – Тулкинбой и Биби, что меня безмерно восхищает до сих пор, это же настоящие имена супергероев). По-русски говорил так себе, но хоть что-то понимал. А вот с написанием у него были огромные проблемы. У меня слёзы капали, когда я брала его дневник и читала записи вроде: "Фидзкурура. Фудбора игорати". И откуда только в нём такая японистость?

На уроках русского языка он, само собой, испытывал страшные муки (про другие уроки, увы, не знаю). Не помогали даже дополнительные занятия три раза в неделю для беженцев, организованные кем-то из Министерства образования. Русские предложения никак не хотели даваться Джахонгиру и расплёскивались по тетради беспомощными наборами букв, из которых лишь изредка можно было вычленить что-то фонетически отдалённо напоминающее фразу.

Первого сочинения он боялся даже больше, чем я. В пятом классе темы сочинений незамысловатые, и я надеялась, что он всё-таки справится. А писать надо было на тему: "День моих школьных каникул, который запомнился мне больше всего".

Я не любила ходить по кабинету во время выполнения заданий, чтобы не смущать школьников, тем более, что в небольшом коллективе на 24 человека и так всех видно. Джахонгир усиленно работал весь урок на четвёртой парте. Он пыхтел, сопел, краснел, обливался потом. На десятой минуте он высунул от усердия язык. На двадцатой – в творческих муках взъерошил себе волосы, не выпустив ручку, и тем самым пририсовал себе на лбу кокетливую вертикальную третью бровь. На тридцатой минуте Джахонгир начал рыться в куче листочков, раскиданных по всему столу, лихорадочно что-то выискивая. Словом, творческий процесс был налицо. Я сама начала нетерпеливо ёрзать на стуле, предвкушая чтение его шедевра.

Когда прозвенел звонок, все сдали листочки, а Джахонгир остался сидеть на месте. Издалека казалось, что он запыхался от быстрого бега. Посидев минуту, он встрепенулся, решительно сгрёб и скомкал кучу листочков, бросил её в портфель. Взял со стола единственный оставшийся, подошёл к моему столу и по древней школьной традиции подсунул листочек в самый низ стопки сданных работ. Сняв с души этот камень, он бодренько помчался на следующий урок.

Я не удержалась и посмотрела на тот листочек, который он сдал. Там было написано:

Джахонгир А. 5 а клас

Джахонгир А. 5 а клас
Сочинене Один день

Слова...

И ничего более.

Это было прекрасно.

Комментарии


Не ну а чо тебе ещё нужно? Слова есть? Есть.


Мне то и вообще больше ничего не нужно, я в восхищении.
Это многоточие ещё, словно душу мне вывернул.


аукцЫон "Слова"
текст Д. Озерский

Слова, слова
Едва, едва
И там, и всем
Совсем, совсем.
Сам прощён
А где ещё?
И так везде и всё за всё про всё.

И вот земля
Ля-ля, ля-ля
А там вдали
Мы не были.
В той дали
Дрожал в пыли.
И так везде и всё за всё про всё


Какая хоть у него была оценка ? ))))))


Н/а, но в этом ничего страшного, потому что иноязычным в первый год после переезда не ставят неудовлетворительные оценки в аттестаты.


По духу очень похоже на байку Быкова про сочинение по Бунину.


Не слышала. Травите.


"Я ничего не имею против того, чтобы школьное сочинение писалось в максимально свободной форме, с элементами пародии, с подколками в мой собственный адрес. Положим, у нас есть задание: прочитать и проанализировать любой рассказ Бунина по выбору учителя.
Один персонаж берет «Петухов»- ровно пять строчек.

Привожу полностью: «Нa охотничьем ночлеге, с папиросой на пороге избы, после ужина. Тихо, темно, на деревне поют петухи. Выглянула из окошечка сидевшая под ним, в темной избе, хозяйка, послушала, помолчала. Потом негромко, подавляя приятный зевок:
- Что ж это вы, барин, не спите? Ишь уж не рано, петухи опевают ночь...»

Ладно, Витя, говорю я, берите «Петухов». Класс замирает в предвкушении. Все, как приличные люди, анализируют «Господина из Сан-Франциско», в крайнем случае «Чистый понедельник»- вещи программные.

На следующий день я получаю сочинение. Витя очень грамотен, несмотря на пресловутую грубость и нелюбовь к чтению. Почерк у него мелкий и абсолютно прямой - почерк человека памятливого, мстительного и насмешливого.

«Темной ночью после охоты барин сидит на пороге избы и думает о том, о чем всегда думает Бунин. Была бы воля Бунина, он бы всех, всех. Его не отвлекает ни охота, ни ужин. Он помнит только о том, что в темной избе сидит хозяйка. Он давно, еще при свете долгой летней зеленой сырой пахучей печальной зари (Бунин знает много прилагательных), разглядел высокую статную темноволосую курчавую полногрудую тяжелобедрую хозяйку. Он знает и то, что хозяин уехал в город. Теперь он сидит на пороге с папиросой и думает о любви и смерти, то есть о том, что хозяин вернется и его прибьет, но от этого ему хочется только сильнее. Хозяйка выглядывает из окна, пряча приятный зевок.
- Шли бы вы спать, барин!- говорит она томно.
Барин молчит. Он не знает, приглашение это или отказ. И потом, муж.
- Уж не рано, - говорит хозяйка. - Петухи опевают ночь.
Барин молчит, курит. Спать не хочется, хозяйку хочется, с другой же стороны, можно получить и ухватом.
- Ах, грехи наши тяжкие, - говорит хозяйка, зевая, и снова усаживается куда-то под окно.

Барин, шатаясь, идет на сеновал и падает в колкое пахучее свежее нужное подчеркнуть сено. Ужасно мучительна эта любовь и все, что с ней связано. Ужасно быть интеллигентом, никогда не знающим, чего хочет народ. Невыносимо быть мужчиной, не знающим, чего хочет женщина. Ах, ах! Зато рассказ».

Разумеется, это пять".


Анализ отличный! Парень — молодчага. Странно, что Быков пишет про "нелюбовь к чтению".


Кто-то выражает сомнение, что это школьное сочинение и что Быков это сам всё придумал.
В любом случае очень хорошо получилось - и у вас, и у Быкова, и у ваших подопечных :)


Мог бы и фоточку приложить сочинения! Мне кажется, он редко что-то выдумывает, а вот приукрасить текст мог.

У меня вот фоточки не сохранилось (хотя кое-какие лулзы я фотографировала), но есть свидетели, которым я показывала сочинение. Вообще, полтора месяца провела в ржущем угаре, дети такие классные вещи пишут иногда.


Это запросто может быть позой. Типааа "да в гробу я ваши книжки видал".


Простите, что вмешиваюсь, но не могу не спросить, сие из книги какой-то его или из лекционных встреч? Если из книги, то что это за птица?) Любопытно стало.


Я увидела это в какой-то статье, так что не могу подсказать.


-Отвечай немедленно, где ты был всю ночь!
-Ну ты же умная женщина, ну придумай что-нибудь...