Больше историй

21 июня 2015 г. 09:12

2K

«Пиры» Инны Булгаковой
С жанром детектива я познакомилась довольно поздно, лет в 14. Я нисколько не иронизирую. Просто потому, что к этому времени мною был прочитан почти весь Шекспир, много чего из Гюго, Золя, Бальзака, Диккенса…
Когда этажом ниже в нашем подъезде поселилась девочка, моя ровесница, она, узнав, что у нас дома есть библиотека, предложила мне обмениваться книгами. «Я предпочитаю детективы, - сказала она, - там, где расследуются убийства и разные преступления», - и принесла трилогию Аркадия Адамова об инспекторе Лосеве. В ответ я подумала, подумала, растерянным взглядом окинула книжные полки и вынула «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томаса Харди. Хотела еще «Красное и черное» дать (там ведь есть попытка убийства), но она вежливо отказалась – ей были нужны именно детективы, в самом их чистом виде. Увы, в нашей домашней библиотеке детективов не оказалось. Вот Маяковский в двенадцати томах был, опять тот же Стендаль и тоже в двенадцати, не говоря уже о Пушкине, Лермонтове и Тургеневе, а детективов не было. Не покупали их почему-то родители.
Трилогия об обаятельном инспекторе Лосеве мне понравилась. Наверное, с этих пор в моей читательской жизни нашлось место и детективу. Но меня почему-то неудержимо тянуло в сторону зарубежного детективного романа. Я отдавала предпочтение Уилки Коллинзу и Агате Кристи, Гастону Леру и Конан Дойлу, Жоржу Сименону и Эдгару По, пока однажды, уже учась в университете, не купила в продуктовом магазине (тут нечему удивляться, ибо это было начало 90-х) книжку в красном переплете с золотистой надписью: «Инна Булгакова. «Только никому не говори». Книжку я углядела среди розовых коробок с пастилой. Имя автора мне ни о чем не говорило, название тоже, но как только я прочитала первый роман, послуживший названием этому сборнику, то поняла: отныне Инна Булгакова станет одним из моих любимых авторов. В книге было четыре произведения, одно лучше другого: «Только никому не говори», «Гости съезжались на дачу», «Соня, бессонница, сон» и «Иди и убей».
Вот из-за этой книги я, во-первых, начала собирать серию «Мастера советского детектива», в рамках которой и был выпущен сборник, а во-вторых, стала неутомимо искать книги Инны Булгаковой. Сначала по библиотекам, потом в книжных Интернет-магазинах. Рыскала по разным сайтам, благодаря которым мне удалось купить с рук несколько книг этой замечательной писательницы.
Мне очень жаль, что имя Инны Булгаковой не получило должной известности и что ее книги выходили и переиздавались ну-у-у очень редко. Мне вдвойне жаль, что Инны Валентиновны не стало осенью 2014 года.
В книгах Инны Булгаковой всегда есть Тайна. Тайна, которая, говоря словами самой писательницы, «продолжает страстно волновать» и после прочтения. И не мудрено: Инна Булгакова в детектив не с улицы пришла, а с филологического факультета МГУ, великолепно зная русскую литературу. И начинала она в литературе не с детектива, а с романа-размышления о России и ее историческом пути – «Третий пир», который мало кто успел вкусить, а уж тем более раскушать. Но кому в конце восьмидесятых – начале девяностых была нужна философия и интеллигентские переживания за судьбу Родины? Какой толк перебирать давно сгнившие кости? Тем не менее «Третий пир» стал истоком для последующих книг Булгаковой – детективов. Философия ушла, но осталась тайна, осталась любовь к русской поэзии и прозе, к родному языку, славянофилам, среднерусской равнине и удачно соединилась с темами зависти и предательства, ревности и любви, ненависти и прощения.
Детективы Инны Булгаковой – это настоящий пир для книжных гурманов, для тех, кто ценит прекрасный слог, неизбитый сюжет, удивительно тонкое переплетение мистики и реальности - как сказал Тютчев: «как бы двойного бытия». Пир для тех, кого волнует тайна.