Больше историй

25 марта 2015 г. 04:10

211

Современные табу

При чтении этой книги я невольно пыталась влезть в шкуру примитивного человека и понять, как он себя чувствовал по отношению к табуированным объектам и какими психологическими процессами можно объяснить комплекс ритуалов на отдаление от объекта-табу и на очищение человека, самого ставшего табу или нарушившего его. Вспомнилось очень многое из Золотой ветви Фрезера, которого Фрейд обильно цитирует.

Я экстраполировала на современную действительность. Нам уже неактуально испытывать внутренний трепет перед царями и даже президентами. Если президент нас поцелует в живот, мы вряд ли от этого умрём вне зависимости от наших симпатий или антипатий к конкретному президенту. А вот чего мы сейчас реально боимся до инстинктивного избегания и отдёргивания рук, это...

Дальше...

...оголённые провода, экскременты, вирусы/бактерии, мертвецы, взрывчатые вещества, едкая химия, радиация, движущиеся транспортные средства.

Электричество, взрывчатка и химия являются табу только сами по себе. Если кто-то до них дотронулся, выжил и чувствует себя хорошо, то этот человек не становится сам табу. С радиацией пока всё неопределённо. Её не видно, влияет она через относительно продолжительное время, и в повседневной жизни с ней сталкиваются пока недостаточное количество людей, чтобы создать критическую массу в коллективном подсознании и генерировать тревогу у всех остальных. Хотя у радиации есть хорошие шансы стать сильным табу в будущем, т.к. она накапливается в предметах, к которым мы относим и химические элементы воздуха, а воздух разносит её дальше, распространяя на другие объекты биосферы, которые в свою очередь становятся табу.

В случае с мертвецами всё зависит от того, как много человек с ними общается и насколько он защищён в процессе общения. Хирурга или реаниматолога мы не воспринимаем как табу, а вот до патологоанатома или сотрудника морга уже как-то не хочется дотрагиваться, если очень интенсивно думать о природе их профессии, хотя это дело личного восприятия, личного отношения к данному табу. В связи со старением населения и его активным умиранием на Западе сейчас всё более востребованной становится профессия танатолога, т.е. работать в похоронных салонах, подготавливать тело к прощальной церемонии в салоне, а также гримировать мертвеца. Так вот те танатологи, которые с мёртвыми общаются довольно тесно (одевают, обмывают, гримируют), в социальной жизни и даже порой от своей семьи скрывают свою профессию, чтобы не создавать вокруг себя ауру табу.

Экскременты и бактерии - это самый наглядный пример современных табу. Повышенные меры гигиены в наше время - аналог примитивных ритуалов по очистке людей-табу. Если кто-то упал в яму с экскрементами, то даже если он очень старательно отмылся, с ним рядом внутренне как-то неприятно находиться какое-то время, которое отмеряет наш внутренний страж. Людей с серьёзными заразными болезнями мы все стараемся избегать. Даже если болезнь незаразна при кожном контакте, типа ВИЧ, многие всё равно чувствуют потребность держать дистанцию, избегать любого контакта с заражённым, а также с предметами его обихода. Дверные ручки, посуда, туалет и т.п. автоматически в глазах особо мнительных тоже становятся заразными.

Меры, которые сегодня принимаются для защиты от невидимой угрозы, отражают внутренний страх нынешнего человека перед современными табу.

И у Фрэзера и у Фрейда в понятие табу входило и понятие маны, сверхъестественной магической силы, которой обладали объекты-табу, а также люди, наделённые властью: властью над обществом (цари) или над духами (шаманы). Думаю, в эпоху зарождения явления табу носителями обоих этих видов власти был один человек. Примечательно, что психологические процессы, сопровождающие как страх перед духами, так и благоговение перед власть предержащими, были одинаковыми. То же самое чувство было у людей по отношению к тем, кто табу нарушил, или к предметам обихода, на которые переходило табу.

Просто чтобы испытать похожее чувство, представьте, что вы находитесь в 20 см от высоковольтного контактного рельса. Если всё ещё не страшно, представьте, что рядом с тем же самым находится ваш ребёнок.

Если убрать все конкретные воплощения табу, а оставить лишь идею, абстрактное мощное нечто, перед чем испытываешь огромный страх и инстинктивно отгораживаешься даже на уровне неконтролируемых физических реакций, то это и будет аналог маны, магической силы, власти. То есть каким-то внутренним знанием вы признаёте в предмете-табу огромную силу, рядом с которой вы вовсе не хотите находиться. В случае с контактным рельсом это знание у нас определённо не экспериментальное, а полученное в корпусе знаний нашего поколения. Мало кого из нас било высоковольтной линией, ещё меньше выживало после этого, чтобы рассказать нам, как это неприятно. Так что наше отношение к контактному рельсу основано лишь на нашем абстрактном знании о материальном мире и его законах, как и в случае примитивных народов.