Больше историй

4 января 2015 г. 11:22

248

Вынужденная классика

"Григорьев - яркая личность, а Диккенса не читал!". Кто из читающих не знает этой присказки. Но мне всегда было интересно: почему именно Диккенс? Что в нём такого, что настолько уж важно?

Я вот Диккенса вроде как читала. Однажды очень давно. Мне было лет двенадцать, наверное, а может, и меньше. В течение учебного года я жила с родителями, а на лето обычно приезжала к бабушке с дедушкой в Москву. Дедушка у меня был очень большим любителем чтения. Он собрал множество собраний сочинений по подписке "Огонька" и прочитал многое из собранного, кое-что - от первого тома до последнего. По большей части он читал классиков - и документалистику. Художественную литературу не очень жаловал, особенно современную. Причём современность у него уже примерно с Булгакова начиналась.

И вот дедушка очень хотел, чтобы я прочитала у Диккенса "Домби и сын" - или "Торговый дом Домби и сын", если полностью. Роман этот в собрании сочинений занимает два полных тома - ужас, сколько страниц! Дедушка приучал меня к тому же, что любил сам: он брал книгу и шёл с нею в парк, там читал в течение нескольких часов, совмещая таким образом два приятно-полезных дела в одно.

Я читала, я старалась. Роман шёл трудно. Более 50 страниц в один приём я осилить не могла никак - хотя это было мне не свойственно. Я не была таким книжным знатоком, как многие мои нынешние подруги, но читала немало, намного больше, чем большинство моих сверстников. Если книга мне нравилась, я могла прочитать её за день, поглощая по 80-100 страниц в час. Но не Диккенса.

Но я его дочитала. Я обещала - и дочитала. Правда, забыла очень быстро. Сейчас не помню уже ни единой детали сюжета. В памяти сохранился один-единственный образ: какая-то очень тёмная комната с единственной свечой, какие-то люди, среди них вроде бы какой-то моряк... Никакой чёткости, никаких деталей - только слабое-слабое видение какого-то тёмного помещения и ощущения, что там решается какая-то тайна. Вот и весь улов с двух томов великого писателя.

Почему так? Неужели было настолько нудно? Или просто оно было не ко времени? Или надо было не с этого романа начинать? Так или иначе, а больше я с Диккенсом не экспериментировала в течение почти четверти века, получается (ужас какой, если вслух такие цифры произносить!).

И вот флэшмоб - и неожиданное предложение прочитать "Рождественскую песнь в прозе" . Взялась из любопытства и исследовательского интереса. Ведь великий же писатель! И даже местами, видимо, смешное что-то пишет - что-то там такое было про Пиквикский клуб... До этой книги я, кстати, так и не добралась тогда. Дедушка мне её тоже предлагал - но после "Домби и сына" я к этим зелёным томикам относилась с опаской. Не то, чтобы я не любила читать - но есть ведь, например, "Индийские сказки", "Библиотека пионера" или на крайний случай "Шерлок Холмс"!

А потом я стала старше - но мне стало сильно не до книг. Разные были причины - и не в последнюю очередь робость перед классикой. Только спустя много лет, когда я уже стала совсем свободна от необходимости что-то читать и могла себе позволить читать что угодно по собственному желанию (и бросить недочитанным что угодно тоже!), я стала открывать для себя многие "белые пятна". Теперь вот с "Рождественской песнью" открылся и Диккенс. И даже захотелось вернуться к "Домби и сыну" - посмотреть на эти два тома заново. А может, не стоит? Может, это просто не самая лучшая вещь у Диккенса и надо почитать что-то ещё?

Комментарии


Я в детстве Диккенса не любила, из-за Оливера Твиста не хотелось больше ничего читать. Потом попались "Большие надежды", они больше понравились. А уже не так давно прочитала "Дэвида Копперфильда" - вот им по-настоящему прониклась.


Да, точно, "Оливера Твиста" меня тоже пытались заставить читать. Но это я уже не смогла :)


Попробуйте посмотреть какие-нибудь документальные фильмы про детский труд в викторианской Англии. Особенно, если BBC. Меня это зажгло. Читала не особо для истории, или стиля, или глубины персонажей. Читала, чтобы узнать что-то новое и уже будучи хоть чуть-чуть подкованной в контексте.

"Оливер Твист" - это работа Диккенса не по литературе, скорее социальный комментарий, которым сложно проникнуться, не зная или не интересуясь контекстом.
Так же если Диккенс ну очень сложно идет можно попробовать две вещи: читать ОЧЕНЬ медленно и пытаться проникнуться стилем(мог потеряться в переводе) или читать так, как читали тогда: 2-4 главы за один присест, не больше.


Ну, мне тогда очень мало лет было, чтобы меня такие вещи интересовали, наверное, это и была главная причина :) Надо будет попробовать теперь. А вообще, конечно, то густо, то пусто. Когда у меня родились дети, я лет 8 практически ничего нового не читала - максимум 4-5 книг в год. Потому что дома бумажных почти не было (мы жили по съёмным квартирам и старались покупать поменьше), а брать у мамы всё время руки не доходили :) И читалки ещё не было. Потом появилась читалка - и следом Лайвлиб. И понеслась! Теперь обратная проблема: как успеть всё прочесть, что пришло в голову :) :) :)


В детстве не знала о Диккенсе. В этом году решила прикоснуться к великому классику.
Не пошло. "Большие надежды" усыпили. "Лавка древностей" самым настоящим Тирексом была. Но на "Оливере Твисте" вдруг подсела. Даже историю написала о том, как бороться/перебороть ненависть к книге. (Оливер Твист - очень средние оценки, но у меня получилась в любимых)

Через месяц-два прочитала "Тяжелые времена". Честно говоря, самая сильная книга.
Если интересно - вот ссылка на вышесказанную историю.
Думаю, к Диккенсу надо привыкнуть и его надо понять, чтобы начать наслаждаться.


Да, наверное, это похоже на общение с некоторыми людьми: пока не привыкнешь, кажется чудак-чудаком, а то и что похуже, а когда узнаешь получше, поймаешь стиль, понимаешь, что человек-то очень даже хорош :)


"Домби и сын" - мое второе любимое произведение Диккенса. Первое - "Дэвид Копперфильд". Очень люблю историю Дэвида, его взбалмошную тетушку Бэтси. Между прочим, есть и прекрасная экранизация BBC 1999 года. Очень советую!


Спасибо!