Больше историй

23 октября 2014 г. 07:09

5K

после сказки

(ПОСЛЕ СКАЗКИ)

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь”. Чингиз Айтматов, “Белый пароход”



Разбирала с дочкой повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”. Приходит она ко мне расстроенная: “Мам, ну я просто не понимаю это произведение! Странное оно какое-то, непонятное, а нам еще по нему писать сочинение!” Ну что делать… на мой взгляд, нет ничего хуже, когда ты чего-то не понимаешь, говорю ей: “Садись, рассказывай”, – думаю: “Послушаю ее, пока тут на кухне хлопочу”.

По мере того как я слушала, все заботы остались далеко позади и в какой-то момент я поняла, что плачу, да что там… заливаюсь слезами. Стали говорить – время от времени меня душили слезы. Анечка с удивлением и недоверием смотрела на меня (Уж не знаю, что она там себе думала, но наверняка не всякая мама станет рыдать над непонятной повестью. В последствии моя сноха и психолог по совместительству сделала резюме: “у тебя разыгрались гормоны). Не знаю… может и так. Мы говорили о “Белом пароходе”.

Меня поразило то, о чем думали люди, составляющие программу по литературе для 7 классов, о чем думают сами педагоги? Насколько ясно и адекватно ребенок в 13-14 лет способен понять эту повесть, в которой показана жизнь с ее самой жестокой стороны: одиночество, беззащитность и отчаяние ребенка, у которого и имени то нет во всем этом повествовании, который, не справившись с “реальностью” жизни, добровольно ушел из нее в 8 лет? Мне по-настоящему это непонятно. Как непонятно и то, чему мне нужно учить своего ребенка? Не вникать в суть таких вот произведений, не принимать близко к сердцу, с детства учить делать ее “на отвали”, сознательно учить черствости..?

Мой брат сказал мне, что Чингиз Айтматов – писатель-реалист – тот, кто описывает реалии жизни, затрагивая самые глубинные проблемы человеческой души. И я соглашаюсь с ним, потому что помню, что “писатель – это сверхчувствительная клетка в организме, канарейка в шахте”, но мне пока не очевидна необходимость знакомить ребенка таким образом с этой самой реальностью… Воистину, “буква убивает”.

Ведь чтобы научить ребенка чувствовать и воспринимать этот мир, ощущать себя его частью, а не просто потребителем, не обязательно сразу тыкать душой в грязь и боль. Я часто вспоминаю своего учителя литературы. Она сама формировала нашу программу, зачастую под свою ответственность заменяя одни произведения другими, зная, что мало кто будет из учеников читать что-то, посвящала уроки тому, чтобы читать нам вслух – Шукшина, Лиханова, Токареву. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминая те произведения, что она нам читала, я понимаю, насколько мудрым и чутким человеком она была тогда, в сущности молодая женщина, значительно моложе меня теперешней. Так что же происходит такое вокруг, что делается с нами?..

Что сделала я? Постаралась прожить “Белый пароход” вместе с дочкой. И когда я прочитала ее сочинение “Одиночество кордона”, я поняла, что “….надежда не постыжает…”

“Одно лишь могу сказать теперь – ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение. И в том еще, что детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: “Здравствуй, белый пароход, это я!”

Чингиз Айтматов, “Белый пароход”



P.S. Привожу здесь сочинение дочки, которое она написала после нашего с ней разговора

Дальше...


Одиночество кордона

“…а надежда не постыжает” Рим. 5:5

Кордон находился далеко в горах, возле заповедного леса. Он был единственным жилым местом в округе. Это был одинокий кордон. И люди в нем жили такие же одинокие. Почему они были такими? У каждого на то была своя причина…

Дед Момун бесхребетный, всю жизнь был на побегушках, им пользовались. С семьей еще хуже – у обеих дочерей сложилась несчастная жизнь. Младшая дочь родила сына, потом развелась и оставила мальчика на попечение деду, старшая была бесплодна. Его вторая жена не любила его и считала тряпкой. Единственной отрадой деда Момуна был внук, и то он ему не мог довериться до конца, не станет же он рассказывать ребенку о своих взрослых проблемах.

Бабка – вторая жена Момуна, мачеха… Она чужая: “А чужой – всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи. Чужой… А что, если он не хочет быть чужим? И почему именно он должен считаться чужим? Может быть, не он, а сама бабка чужая?” Когда-то у нее были родные люди, но они все погибли, и она больше не смогла любить ни своего мужа Момуна, ни падчерицу, ни мальчика – в этом ее беда.

Тетка Бекей – дочь Момуна, бесплодная. Муж ненавидел ее. Отец ради нее терпел любые унижения, он хотел, чтобы она была счастливой, но она приходила в еще большее отчаяние.

Орозкул – самый недостойный житель кордона. Он не любил ничего, кроме славы, власти и денег. И для него люди вокруг – лишь способ стать властнее, статуснее и богаче, но жители кордона не могли дать ему это. Его жена, тетка Бекей, не родила ему потомство, Момун – слабак, что с него взять, мальчик путался под ногами и напоминал о том, что у него нет детей. От этого он ненавидел всех.

Каждый из этих людей был отчаявшимся, одиноким и потерянным. Их проблемы глубоко вошли в их сердца и приносили огромную боль. Со временем каждый научился терпеть, для этого они закрывали сердца от всего и всех. Каждый думал, что его ситуация безвыходна.

Но у одинокого кордона был маленький лучик надежды – мальчик. Он был ребенком, а дети не обременяют себя проблемами. Они всегда ищут выход, мечтают, надеются на чудо. По сути у него была самая тяжелая судьба: его бросили родители, он жил среди людей, которые его не любили, он был один. Единственной удачей в его жизни был дед, и то он был стар и мало что мог сделать для внука.

Он был самым одиноким из всех, самым беспомощным, но единственым, кто с этим боролся. Он не закрывал свое сердце от других, а отдавал его. Искал друзей в камнях, травах и цветах, портфеле, бинокле. Он ухаживал за ними и находил покой: “И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их потушить…” (А. Экзюпери, “Маленький принц”)

Даже со всем своим желанием бороться с одиночеством и стремлением к мечте, мальчик оставался ребенком – слабым, беспомощным существом. Его сердце не могло выдержать всей жестокости мира взрослых. Мальчик верил, что Рогатая Мать-Олениха сможет найти выход из ситуации любого жителя кордона. Она могла принести Орозкулку и Бекей люльку, и у них родился бы ребенок, они были бы счастливы, а если бы они были счастливы, то и дед Момун былы бы счастлив. Рогатая Мать-Олениха помогла бы осуществить мечту мальчика – он бы встретился с отцом.

Но однажды одиночество кордона убило последнюю каплю надежды: жители кордона убили Мать-Олениху. Орозкул и Момун уничтожили свою последнюю попытку на счастье. И только мальчик не мог с этим смириться, с этим не мирилось его детское сердце… Он прыгнул с горы, ушел, оставил этот мир: “Одно лишь могу сказать теперь – ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение”.

” Ты уплыл. Не дождался ты Кулубека. Как жаль, что не дождался ты Кулубека. Почему ты не побежал на дорогу. Если бы ты долго бежал по дороге, ты непременно встретил бы его. Ты бы узнал его машину издали. И стоило бы тебе поднять руку, как он тотчас бы остановился.
- Ты куда? – спросил бы Кулубек.
- Я к тебе! – ответил бы ты.
И он взял бы тебя в кабину. И вы поехали бы. Ты и Кулубек. А впереди по дороге скакала бы никому не видимая Рогатая Мать-Олениха. Но ты бы видел ее”. -

Чингиз Айтматов говорит нам о том, что надежда есть всегда. Просто нужно уметь ждать и верить. Если бы мальчик вышел на дорогу, он встретил бы Кулубека (своего друга с “большой земли”), ему стало бы легче, но…он ушел, уплыл. Одиночество победило в этот раз, в этой истории…

Аня Пак (13 лет)

Комментарии


Ваша дочка написала хорошее сочинение, после которого становится грустно, и также не понятно - зачем это произведение детям? Слишком много отчаяния и одиночества мне кажется.. И самоубийство мальчика, может показать детям выход из одиночества. Прыгнуть с горы или из окна, что может быть легче, когда кругом нелюбовь...
И в последней цитате, где мальчику говорят про то, что нужно было бежать по дороге, жить, такая тоска сквозит, что лично мне видится, что так бы никогда он и не встретил никакого Кулубека..
Тут кстати нужно у Ани спросить, без протокола (сочинения), что она вообще думает о книги, что то она ей принесла в жизни, вызвала какие то мысли серьезные, бывает ли вообще так всё плохо как в книге, поверила ли она ей? И что нужно было делать мальчику в такой ситуации, правильно ли он поступил, прервав это одиночество или нет?
Кстати, сейчас, задавая эти вопросы вашей дочери, я кажется понимаю, зачем эта книга в школьной программе. У детей её возраста сейчас начинается переходный возраст с мыслями о суициде, о том, что никому не нужен, а эта книга показывает, что настоящее плохо вот, а не то что тебе до сих пор планшет не купили. Плюс даёт возможность узнать, что ваш ребенок думает о суициде, близки ли ему эти мысли, или он знает, что можно найти выход из любой ситуации?
Будет интересно, если вы обсудите это с дочкой и сообщите результат.


Спасибо. Вчера говорила с Аней насчет того, что она думает об этой книге. Она мне призналась, что если бы мы тогда с ней не поговорили, скорее всего, вряд ли она сама бы ее так поняла. По ее словам очень многие классические и не совсем произведения, которые они проходят в школе, остаются далеко за пределами понимания учеников (и это еще гимназия, отобранные дети, сильный класс). Им слишком многое непонятно, может, это от отсутствия жизненного опыта, может еще по какой-то причине.

Детям, растущим в благополучной обстановке в семье, и таком же окружении очень трудно представить себе, что бывает в жизни такое, как в "Белом пароходе". Я это видела, когда разговаривала с ней. Мне пришлось объяснять ей, что все описанное - абсолютная реальность для многих-многих-многих детей. По ее глазам (сначала недоверчивым, а потом округлившимся от ужаса) я поняла, что это было для нее абсолютное откровение.

Мне пришлось сделать огромное усилие над собой во время того разговора, буквально превозмогая боль, чтобы рассказать дочке, что несмотря на трагичность и ужас содержания повести, основная ее мысль - светлая, о надежде, которую никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя терять. Очень надеюсь, что она запомнит это на всю жизнь.

О суицидальных мыслях мы с ней совсем недавно говорили. Она рассказывала о своей однокласснице, которая сделала вид, что пыталась порезать себе вены. Поскольку я по образованию психолог, объяснила ей, особенности суицидального поведения (настоящих самоубийц и так называемых демонстративно-истеричных НЕсамоубийц). Рассказала, что на настоящее самоубийство толкает ощущение безысходности и безвыходности, чувство отчаянного одиночества и ненужности. И так осторожно попозже спрашиваю у нее: а у тебя бывают такие мысли, что ты никому не нужна и тому подобное. Аня твердо и немного недоуменно посмотрела мне в глаза и сказала: Никогда. Я знаю, что вы с папой и Данька (брат) очень-очень сильно меня любите, и если иногда и бываете занудами (улыбнулась), то это тоже от любви. Такие вот дела...


Супер! Спасибо!
В общем вместе мы выяснили, что книга детям не понятна в их возрасте, но всё таки школьной программе, как минимум, не мешает, так как порождает полезные разговоры между родителями и детьми.


наверное, да)


Какое хорошее сочинение получилось у Ани! Сразу видно, что после беседы с вами она отлично прочувствовала произведение Айтматова.
Но я полностью присоединяюсь к сомнениям о том, по плечу ли такие книги детям 13-ти лет. Стоит ли им серьезно, до глубины души принимать трагические подробности нашего мира, поданные еще так красочно и талантливо, как это делает Айтматов. А если не принимать серьезно, то зачем вообще читать?
Кстати, я уже давно сама столкнулась с такой проблемой, что в классической русской литературе мало по-настоящему "детских" книг. Мы живем в Германии и я, как могу, сама знакомлю сына с русской классикой. Но что ни возьми ("Муму", "Каштанку" и т.д.) - грустнейшие, трагические вещи, которые сейчас видятся в особенно страшном свете. Сыну очень трудно было это понимать и принимать.


Спасибо! Очень Вас понимаю и сама сталкиваюсь с теми же трудностями. Мой учитель литературы в этом возрасте много читала нам из сборника "Теплый дом". Возможно, это не классика, но для детей этого возраста, во всяком случае моего поколения (1977 г.р.) было очень интересно и многому учило, заставляло задуматься.
У меня есть глубокая убежденность, что Чингиз Айтматов свой "Белый пароход" писал совсем не для детей или подростков. Его повесть прежде всего обращена к нам, взрослым, чтобы мы увидели, какой мир мы создаем вокруг себя и как чувствуют себя в нем наши дети...


Это одна из тех книг, которая действительно вызвала у меня слёзы, что редко бывает... И когда я читала её в школе, и когда перечитывала этим летом - грустно. Наверное, эта книга как раз для того, чтобы сердце не очерствело окончательно, чтобы ребёнок, когда вырастет, не стал таким, как Орозкул. Уж пусть лучше сразу увидит, сколько боли в этом мире, чем разучится сочувствовать вовсе.


Да, Вы правы, эта повесть - прививка против черствости... однозначно.


Огромное спасибо всем за комментарии. Я рассказала дочке, что ее сочинение вызвало интерес, мы вместе с ней прочитали их, ей было очень и очень приятно.


Большое спасибо вам за историю, за сочинение дочери, за все комментарии здесь!!!
Это очень большое дело - то, что вы сделали совместно с дочерью. Жалко, что вам не хватит времени на обсуждение всех произведений по программе...

Как будет время. не черкнете ли вы мне перечень того, что вам запомнилось из той самой подборки вашей учительницы? Меня это заинтересовало: ее выбор, а главное - что именно вам запомнилось.
Я тоже сама подбираю для своих учеников книги для чтения, особенно для внеклассного..
Беру прежде всего то, что нравилось и нравится самой, некоторое причем я сама только недавно прочитала - и сразу предлагаю ребятам.
С радостью принимаю и советы ребят, но они редко их дают... Чаще их любимыми книгами становятся те, которые мы вместе обсуждали...


Спасибо и Вам! Я здесь недавно зарегистрирована и меня настолько приятно удивляет внимание к тому, что пишу...
Теперь о подборке моего учителя литературы.
Из сборника "Теплый дом" она нам на нескольких уроках читала повесть А. Лиханова "Благие намерения" - это удивительно добрая повесть о призвании учителя, без пафоса, со всеми "но" и, наверное, о человечности... Я ее потом с удовольствием перечитала еще раз, сразу после того, как она была прочитана нам в школе (дома, к счастью, был этот сборник). Повесть по своей идее чем-то схожа с фильмом "Доживем до понедельника", но сходство только в идее, основной мысли. Вот сейчас пишу, а внутри тепло.

Еще Елена Викторовна читала нам рассказы Шукшина - мы так хохотали всем классом, что учителя иногда к нам заглядывали - узнать, что происходит. Меня тогда просто покорил добрый юмор и очарование деревенской жизни.

Даже в те времена учителя реально понимали, что подавляющее большинство детей книги читать не станут... В моем классе читающих детей было всего пару человек. Я восхищена учительским энтузиазмом и действительно любовью и небезразличием к нам, детям. Им хотелось в нас вложить то лучшее, что могут дать хорошие книги, открыть нам, насколько прекрасен этот мир, и не только книжный... и они читали, читали нам вслух на уроках.

Еще один из рассказов, прочитанный учителем на уроке литературы, который оставил глубокий след во мне - рассказ Виктории Токаревой "Центровка". Став старше, я читала другие ее произведения, но она не стала моим любимым писателем. А вот этот рассказ я помню до сих пор... Это опять же очень глубокий, совсем не слащавый рассказ о человечности, о бездне ее, которая таится в каждом из нас, даже если мы об этом не подозреваем... Написан он с мягким юмором, присущим Виктории Токаревой. До сих пор помню, какой фразой я закончила сочинение к этому рассказу "ведь самое главное в жизни - не потерять "центровку". Я считаю это произведение очень полезно читать именно в подростковом возрасте.

Меня давно и глубоко удручает наша школьная программа. Большинство произведений дети просто не способны понять как следует, увидеть их красоту, глубину и почти всегда трагизм. Но чтобы научить детей хорошему, не всегда нужно знакомить их с темной стороной жизни (они ее итак вдоволь видят вокруг себя). Все упомянутые мной выше произведения объединяет одно - исключительная доброта и свет.

Если позволите, добавлю от себя пару произведений... Повесть "Мутанты Асинтона" украинской писательницы Светланы Ягуповой, напечатанной в сборнике советской фантастики "Твой образ", рецензию к ней можно почитать здесь. Хотя повесть написана довольно давно, но своей актуальности она не только не потеряла, но даже приобрела.
И еще одна повесть Виктора Колупаева "Газетный киоск". Читала ее в подростковом возрасте, необычайно тронула она меня своей чистотой что ли... А еще она о любви, очень романтичной, почти фантастической.
Вот такой огромный комментарий получился... надеюсь, будет Вам полезен.


Вот спасибо за ответ! Как много всего интересного!
Читала из названного только "Благие намерения" (очень люблю), но в школе берем у Лиханова только "Последние холода" в 5-6 классах, а остальные просто советую прочитать... Учту!
Токареву знаю, многое люблю, но этот рассказ не помню. Обязательно поищу и примерю к своим ребятам.
Остальное вообще не знаю, поэтому огромное спасибо!

И вдруг еще какие-то рассказы (т.е. то, что можно прочитать минут за 15-20, чтоб потом и обсудить на уроке) вспомните - буду благодарна!
У меня список их большой, но хочется и самой что-то новое попробовать...


Абсолютно не за что, с удовольствием вспомнила благодаря Вам хорошие книги. Кстати, Вы написали про 15-20 минут, и я вспомнила недавно прочитанный рассказ "Можно попросить Нину?" Кира Булычева. Он удивительный... я очень люблю этого писателя. Правда всегда думала, что он только фантастику пишет. А вот неделю назад познакомилась с этим коротким и пронзительным рассказом и... еще больше его полюбила.


О да! Я здесь про него тоже писала... Рассказ чудесный.


Вот еще вспомнила... этим летом довелось, точнее посчастливилось, прочитать замечательный рассказ Достоевского - "Мужик Марей". Удивило то, что он светлый и даже... какой-то нежный - совсем не похоже на то, к чему я привыкла, читая Достоевского.


Надо же... Я о таком даже не слышала...
СПАСИБО!!!


Спасибо за рецензию. Я помню как произведения Айтматова нам советовали в разных классах в списке чтения на лето. Но я его в школе так и не прочла - была эпоха книжного дефицита. Попался мне Айтматов уже в 30+. очень люблю почти всё у него. И эта повесть очень проникновенная, и "Пегий пёс, бегущий краем моря".
Дочка Ваша молодец, очень тонко и точно всё прочувствовала.
Программа удручает, да.
Больше всего мне жаль, что в школьнуж программу входит "Война и мир" - не по зубам она детям в 16 лет, а потом в памяти остаётся как мучалиьс с нею в школе и мало кто во взрослой жизни перечитывает, а книга-то гениальная.
Или вот Достоевский - почему бы не включить что-нибудь менее тяжеловесное, чем Преступление и наказание? Униженные и оскорблённые, например, или даже Село Степанчиково. Заинтересовать, а там они сами доберутся до серьёзного Достоевского. Когда повзрослеют.


И Вам спасибо на добром слове.
Как я с Вами согласна... сама вот вспоминаю свои впечатления от "Войны и мира". При том, что я всегда любила читать - 3 том я вообще пропустила (ничегошеньки не поняла) - так пока и не возвращалась к этому великому роману. Хотя, став, взрослее, с удовольствием читала и перечитывала "Каренину", "Воскресение".
"Преступление и наказание" - олько до половины дочитала - настолько угнетающей показалась мне атмосфера романа, психика моя юная не выдержала просто. Уже во взрослом возрасте "Идиот" стал одним из моих любимых романов.
Так что выходит, что школьная программа - своеобразная "прививка" от хорошей классической литературы, причем, часто на всю жизнь...
(Писала вот комментарий и подумала: "надо бы прочитать сейчас, почти через 20 лет после того, как мы проходили в школе "Войну и мир", этот роман. Буду считать, что действие этой "прививки", наконец, закончилось)