Больше историй

20 октября 2014 г. 07:47

290

О веерных отношениях.

В "Психологической топологии пути" Мамардашвили наткнулась на мысль о том, что уровень развития человека определяется тем, какое количество отношений ему удается одновременно выстраивать, не задевая при этом локтями никого из участников. Ну, вы понимаете, не ущемляя интересов, не даря напрасных неисполнимых надежд, не вызывая зависти, злобы, ненависти или ревности. Мераб Константинович не утверждает, что изобрел ее, больше того, определенным образом дистанцируется. Это и понятно. Письменного наследия он не оставил, книга - расшифровка лекций перед студентами (студентками, во многих местах он оговаривается, что аудитория практически женская), филологами, 84-й год, среда консервативна.

Так вот, если бы для социума, в котором мы живем, были приемлемыми свободные, немоногамные отношения. Потому что речь в данном случае о любви, не дружбе, уважении и сотрудничестве. В этом случае уровень виртуозности, демонстрируемой человеком, вовлеченным в веер отношений с разными индивидумами (не обязательно только своего пола), мог бы свидетельствовать о его общем уровне. Косность мышления, характерная для времени и места, в которых лекции эти читались, переводит их целиком в разряд отвлеченных рассуждений, однако занятных.

Философ по сути предсказал замещение патриархального, традиционного института семьи теми формами, которые во множестве сегодня, спустя тридцать лет. Я не о пресловутой шведской семье, упаси, тем более. что и не наблюдала ни одного примера подобной в жизни. Довольно долго просуществовал брак приятельницы, изначально заключившей с мужем договор о свободных отношениях для обоих. Вылилось все в форму непотребного промискуитета, как со стороны посмотреть, но какая-то красота и гармония была в отношениях, лишенных ревности, на определенном этапе.

То радикальный пример. Есть еще гостевые браки. И к ним все чаще склоняются люди, имеющие собственное автономное жилье. Казалось бы, чего проще. Объедините хозяйство, суп на семью стоит столько же, сколько на одного человека. А одну из квартир сдайте, продайте и стройте свою отдельно взятую ячейку с учетом дополнительных средств, полученных из источника. Не хотят в ячейку, нужно, чтобы было свое пространство. Или жизнь в разных городах с редкими ненадолго встречами, обусловленная работой. Общение не прерывается, нынешний уровень развития средств связи позволяет. Дружескую поддержку, участие и безусловное одобрение своих действий люди ощущают, воплощают в жизнь совместные цели, но суп едят порознь.

Много, в общем, форм. Но сейчас не об этом. У Пруста, а "Топология " Мамардашвили в форме цикла лекций, комментирующих "В поисках утраченного времени", способность Альбертины строить отношения одновременно с героем и любовницей (ну да. героиня бисексуальна) чудовищно ранит Марселя и служит источником перманентнывх тотальных мук для него. Выходит, она неправильно делает? И вспомнилось еще (поймать не могу, как это связано с темой Альбертины, но неумение протянуть ниточку не означает ее отсутствия), как на рубеже веков втискивала в голову отчаянно не умещавшуюся там мысль о полигамности мужчин, существующей как данность.

Тогда подряд случилось прочесть что-то из Лукьяненко-Олди-Валентинова (не припомню), где тема выпукло обозначалась. После "Транквилиум" Лазарчука. Две женщины, обе прекрасны, каждая по-своему и обеих герой любит, губя своей любовью. Друг к другу они продолжают относиться с большой приязнью. Но там больное и очень завязано на роковые, по типу сказочных или мифологических заклятий, свойства Глеба. А потом был роман Вячеслава Рыбакова "Дерни за веревочку". И долго не могла приспособиться к типу отношений, о которых говорится в книге.

Жена героя знает о существовании в его жизни другой женщины и, не испытывая по этому поводу восторга, относится достаточно спокойно. То есть, она уверена, что во время командировки в другой город, куда муж часто ездит, тот будет накормлен, обихожен и в тепле. Та, которую принято называть любовницей, не пытается правдами и неправдами вырвать любимого из семьи. С искренним интересом расспрашивает о жене, передает ей и дочери какие-то небольшие подарки. Пребывание мое в культурном шоке закончилось ровно тогда, когда поняла: речь о параллельном мире, где Иисус не был распят.

Даниил Андреев в "Розе Мира" не раз говорит о том, что мучительная смерть Спасителя явилась чудовищным искажением первоначального божьего замысла, отбросившим мир с правильного пути развития на долгие столетия и что-то неисправимо изломавшим во всех нас. А Фаулз в "Женщине французского лейтенанта", агностик Фаулз, рассуждает о приходе новой религии, правильной и гуманной, в которой люди не станут поклоняться вечно переживающему ради них муки, но снимут наконец с креста и омоют раны. Кстати, и нелюбимый Мерабом Константиновичем Чернышевский, механицист и вечный изобретатель вечного двигателя человеческого счастья, разве он не создает для своих героев отношения нового типа? Куда более уважительные и приемлемые, чем островский домострой за высокими заборами.

Так-то на этой бы высокой ноте и закончить. Да вчера оказалась невольно вовлечена в отношения, о которых пару слов, чтобы снизить пафос. Переобувала машину, мастер в шиномонтаже попросил сдать назад, чтобы выпустить девочку, которой закончили делать. И я, да, виновата, попятившись, уперлась в бампер Газели. Прикоснулась, на моем даже потертости не осталось, но владелец начал визжать так, словно полмашины ему разнесла, с непременной "курицей". На предложение уладить несуществующий конфликт миром назвал сумму, ровно в десять раз больше. чем собиралась ему сунуть. Вызвать ГАИ отказался: Ты виновата, ты и вызывай, а уедешь - сообщу скрылась с места происшествия, тебя лишат.

И позвонила в ГИБДД (после суток на работе, тягания колес и очереди в шиномонтаже, а никто не виноват - курица), а после шесть часов ждала приезда. Газелист, кстати, уехал через полчаса примерно. Кинув мне бумажку со своим именем и телефоном. Сергей, мать его, Петрович. Которую с наслаждением изорвала в клочки. Разве я секретарь Сергею моему Петровичу? О чем бишь я? Ах да, те отношения не сложились.

Ветка комментариев


Да, именно поэтому я и говорила, что этого "уровня" должны достичь все вовлеченные лица, иначе всё будет криво.


Так каждый "дурак" сможет. А вот быть таким просветленным среди непросветленных - искусство.


в этом есть смысл только если другие просветляются от такого общения. Иначе это не "просвлетленный", а самый натуральный садист.)


Нее, у каждого Абрама своя программа))


Прекрасный афоризм.)