Хейт-лист Набокова: 10 книг для спора с любителем классики — 10 книг

В отличие от Бродского, Владимир Набоков не создавал собственный must-read, но его поклонники составили по материалам документального сборника «Strong Opinions» список отзывов писателя на известные книги — как восторженных, так и резко негативных. Пары цитат из хейт-листа достаточно, чтобы спровоцировать полемику практически в любом кружке книголюбов — писатель прошелся с едкими комментариями по многим признанным шедеврам русской и зарубежной литературы. «Теории и практики» выбрали 10 книг, заслуживших особое презрение Набокова.
№1
Вечера на хуторе близ Диканьки: Повести (сборник)
Николай Гоголь
ISBN:978-5-17-014116-6
Год издания:2008
Издательство:АСТ
Серия:Классическая и современная проза
Язык:Русский
По поводу Гоголя Набоков высказывался неоднозначно: «В его наихудших произведениях — во всей этой украинской чепухе — он никудышный автор, в лучших — он бесподобен». Но в отношении к раннему творчеству Гоголя писатель абсолютно непримирим: «Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом «Диканьки» и «Миргорода»: о призраках, которые бродят по берегу Днепра, водевильных евреях и лихих казаках». Кроме того, Набоков признавался, что был «расстроен и озадачен его неспособностью описывать молодых женщин».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 08:52

№2
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
ISBN:978-5-699-53641-2
Год издания:2012
Издательство:Эксмо
Язык:Русский
«Не скрою, мне страстно хочется развенчать Достоевского», — говорит Набоков в начале своей лекции о писателе. Достоевский, на взгляд Набокова, — «дешевый любитель сенсаций, вульгарный и невоспитанный», который так и не смог избавиться от влияния сентиментальных романов и западных детективов. А «Преступление и наказание» — «ужасающая тягомотина».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 08:55

№3
По ком звонит колокол
Эрнест Хемингуэй
ISBN:978-5-271-46375-4
Год издания:2013
Издательство:Астрель
Серия:Зарубежная классика
Язык:Русский
Несмотря на то, что Набоков высоко оценил «Старика и море» и некоторые рассказы Хэмингуэя, он называл его «писателем книг для мальчишек», «безнадежно незрелого». Особое пренебрежение писателя почему-то заслужил роман «По ком звонит колокол» (For Whom the Bell Tolls), которое он презрительно охарактеризовал так: «Something about bells, balls, and bulls».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:01

№4
Шум и ярость
Уильям Фолкнер
ISBN:978-5-389-01363-6, 978-5-9985-0861-5
Год издания:2010
Издательство:Азбука
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский
«Ничтожество, абсолютно ничего не значит для меня», — так Набоков отозвался об Уильяме Фолкнере. Впрочем, именно обилие негатива в отзыве заставляет усомниться в незначительности американского писателя — видимо, его творчество все–таки сильно тревожило Набокова.

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:04

№5
Смерть в Венеции (сборник)
Томас Манн
ISBN:5-7684-0318-3
Год издания:1997
Издательство:Азбука, Терра-Книжный Клуб
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский
«Крошечный писатель, писавший гигантские романы», — такой нелестной характеристикой наградил Манна Набоков. Даже самый известный рассказ немецкого писателя не заслужил его похвалы: «Смерть в Венеции» — глупость. Считать ее шедевром — невероятный бред».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:07

№6
Доктор Живаго
Борис Пастернак
ISBN:978-5-389-01724-5
Год издания:2011
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский
«Жалкая вещь, топорная, тривиальная, мелодраматическая, с избитыми ситуациями и банальными совпадениями», — так отзывался недооцененный Нобелевским комитетом Набоков о романе, за который Пастернак получил премию. Зато он признавал поэтический дар соперника, отмечая, впрочем: «Синтаксис у него какой-то развратный».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:08

№7
Тошнота
Жан-Поль Сартр
ISBN:978-5-17-063004-2, 978-5-403-02661-1
Год издания:2010
Издательство:АСТ, АСТ Москва
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский
Экзистенциалисты не заслужили одобрения Набокова — Сартр, по его мнению, «даже хуже, чем Камю». А творчество Камю Набоков находил отвратительным. «Тошноту» писатель невзлюбил за «драматичную на первый взгляд, но на самом деле очень расхлябанную манеру письма».

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:09

№8
Толкование сновидений
Зигмунд Фрейд
ISBN:985-13-1830-2, 985-13-5005-2
Год издания:2005
Издательство:Харвест
Язык:Русский
Любовь к Шопенгауэру не помешала Набокову возненавидеть вдохновлявшегося его философией Фрейда, которого он считал посмешищем. «Фрейдистская интерпретация снов — шарлатанство и сатанинский бред», — припечатал он психоаналитика.

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:12

№9
Луна и грош
Сомерсет Моэм
ISBN:978-5-17-017746-2
Год издания:2009
Издательство:АСТ, Neoclassic
Серия:Классическая и современная проза
Язык:Русский
В своем интервью ВВС Набоков причислил Моэма к заурядным писателям, имитирующим реалистичность с помощью банальностей. Похожих характеристик также удостоились Бальзак, Голсуорси и Драйзер.

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:12

№10
Дон Кихот
Мигель де Сервантес
ISBN:978-5-699-54554-4
Год издания:2012
Издательство:Эксмо
Серия:Полное собрание сочинений
Язык:Русский
Набоков находил роман о странном идальго очень переоцененной, «жестокой и грубой старой книгой», что не помешало ему написать в Гарварде целый курс лекций о Сервантесе. Впрочем, в буквальном смысле разодрав томик «Дон Кихота» на куски на одной из лекций, Набоков пришел к неожиданным для самого себя выводам и стал терпимее относиться к произведению.

xeniakiss 26 июля 2014 г., 09:13

Комментарии


причислил Моэма к заурядным писателям


картинка MoonTemple


как раз Моэм и вправду заурядный писатель, тут Набоков попал в точку


Набоков такой тролль :)


Очень люблю Набокова.
Те кто его недолюбливают обычно это делают по трем причинам: 1. он словоблуд, можно же короче писать. 2. был популярен в 80-90, а тренды это не для нас (старшее поколение). 3. Лолита это разврат и ужас.

1.Первый пункт смешной. 2. сейчас 50 оттенков популярны, вот это фу. 3. лолита... сложно, спорно. Но мне очень нравится идея Набокова о том что читатель не должен ассоциировать себя с главный героем. Потому что если тот - умный красивый и добрый, то сопереживать ему легче легкого. Это как знать "чит" на бесконечные деньги в играх.
Именно поэтому герои его книг - это Гумберт Гумберт, изменницы и изменники ("весна в Фиальте", "Камера обсукра"), да просто множество недостатков у людей ("Защита Лужина", "Король, дама, валет").

Со всеми его оценками по этим книгам наши мнения с ним совпадают (разве что за излишним страданием у Достоевского я вижу большую страдающую за всех людей душу). Еще больше убедилась в своей любви к этому чудесному писателю.


Оказывается Набоков был неприятным типом, нужно иметь непомерное самомнение и бестактность , чтобы отзываться так о Драйзере, Моэме и Камю!
А поверхностная оценка "преступления и наказания" вообще не поддается никакой логике, не ожидала такого от Набокова(


Набоков, такой Набоков
Прямо говорил о том, что есть. Без поцелуев в банальное
Этого, увы не понять большинству аудитории лайвлиба, любителям губной помады


к любителям губной помады тогда уж можно отнести поклонников Набокова, если они так же как и их кумир, так узколобо воспринимают творчество других великих писателей, право же,чтобы оспаривать талант Драйзера, Моэма, Камю, Флобера и других нужно быть действительно снобом


Его послушать, так половину мировой литературы можно смело выбрасывать на помойку. И что тогда останется? "Лолита-огонь-моих-чресел"? Все эти изречения можно было бы назвать предельно пристрастной и поверхностной критикой, не будь это в действительности банальным хамством с претензиями на "высокий вкус". Мне это очень напомнило суждения Юрия Лозы о ведущих рок-музыкантов: "Led Zeppelin слушать невозможно, потому что сыграно и спето плохо. The Rolling Stones... да они гитару ни разу нормально не настроили! Митя Джаггер ни в одну ноту не попал!"


Но в чём же причина такого отношения? Во-первых, как бы это печально не звучало, банальная зависть к чужой славе (все неполюбившиеся ему писатели XX в. были либо состоявшимися нобелевскими лауреатами, либо как минимум номинантами на получение премии). Во-вторых, неприязнь к Достоевскому: Моэм, Фолкнер, Хемингуэй, Сартр - все они очень высоко оценивали Достоевского, а Гоголь и Бальзак были теми, кого высоко ставил сам Достоевский.