Больше рецензий

18 августа 2018 г. 23:16

4K

5 Реннепоны. Потомки проклятого ремесленника

Четыре тома под названием «Агасфер» - это серьёзная претензия. Предвкушая чтение, я представляла себе мрачный омут, таящий в своей бездонности тысячи тайн – пугающих, но завораживающих, как ночной лес.
С первых страниц поняла: ничего подобного.
Начала читать. Жду появления самого Агасфера. Не дождалась. Потом он нарисовался… и исчез. Надолго. Казалось, навсегда. Я огорчилась. Ну какой это «Агасфер», если речь вовсе не о нём, а о каких-то потомках… его сестры!
Но чтение меня увлекло: сколько драматизма в отдельных сценах! Как возмущало меня поведение Морока, как обжигали строки главы «Весельчак и Смерть»!
Потом… всплыл орден иезуитов, зачем-то не желавший допустить шесть Реннепонов из семи к встрече 13 февраля. Тоже интересно.
А дальше было ещё сложнее и запутаннее.
В общем, замечательная книга, несмотря на то, что название обещало мне что-то иное. Ничуть не жалею, что потратила на неё уйму времени, и жалею, что рассталась с её героями, вернее, уже по ним скучаю. Трудно вообразить, что завтра я возьму в руки другую книгу, где не будет ни роскошной Адриенны де Кардовилль, ни…
Но остановимся на Адриенне.
Наивные, добрые молодые девушки типа Розы и Бланш Симон – нечто пройденное. Сотни раз. Когда-то мне не нравился этот тип героинь – во-первых, простодушные до умопомрачения, во-вторых, этакие мисс совершенства: ни одного недостатка. Правда, такие девушки не самые умные, но писатели это никогда не подчёркивали. Им было начихать на это. Может, безупречная девушка – она такая: не кандидат наук. У Гюго это Козетта и, пожалуй, даже Эсмеральда.
Сейчас этот образ не раздражает меня. Но, начав читать «Агасфера» и натолкнувшись на сестёр Симон – белокурых, голубоглазых, нежных и чутких, радости я не испытала. Это пройдено, покажите что-нибудь новенькое!
И Эжен Сю это сделал! Подобных Адриенне в литературе я не встречала.
У неё, правда, тоже нет минусов. Но это чертовки интересный характер. Сильный и яркий, которому хочется подражать. Она женщина до мозга костей – красивые предметы, невероятные платья. Но в то же время она так мужественна! А как умна, как независима!
Я читала о ней, повторюсь, с интересом – а также долей восхищения. Добавлю, что Адриенна чему-то научила меня. Нет, правда. Это так здорово – когда книги не только оставляют след в душе, но и меняют нашу жизнь. Ты думаешь иначе и иначе действуешь… Это высший пилотаж.
Роза и Бланш таких чувств во мне не пробудили, но мне было очень жаль их в финале…
Теперь о наследниках-мужчинах. Габриэль. Священник с большой буквы. Необычно, что, обнажая всю непривлекательную, мягко сказать, суть ордена иезуитов, Эжен Сю в то же время описывает многочисленные добродетели и таланты Габриэля. Гораздо чаще читаешь книги или полностью антиклерикальные, или наоборот – пронизанные идеей совершенства Церкви и её служителей. Я не беру «Монаха» и подобные романы, в которых душа священника представлена ареной борьбы добра и зла. В них речь о буре внутри человека, а не о Церкви как институте. А вот из антицерковных – «Овод». Тут проблема уже иная.
Так вот. Габриэль. Хороший персонаж, если бы я снимала фильм по мотивам «Агасфера» - поместила бы его в центр событий и придала бы его портрету больше цвета и глубины, психологизма, так сказать. И он был бы стриженым брюнетом. Бледное лицо в длинных золотых кудрях – это слишком, как приевшийся рыцарь на белоснежном коне. Это ерунда, по-моему.
Джальма. Безупречен до белого каления. Добрый, щедрый, красивый. Скучно. Иногда проявляет необузданный гнев, но на то он и Джальма из Индии, а не французский аристократ – завсегдатай литературных салонов, надушенный и изысканный.
О Жаке Реннепоне было сказано крайне мало, так что и мне тут сказать нечего. А его любовь, Сефиза Соливо – это да, это сила. Как гордо и вызывающе она произносит святотатственные тосты, шагает по обеденным столам! Так и вижу эту картину. Её взбитые кудри и дерзкий взгляд. Сцена, когда они с сестрой пытались покончить с собой – одна из сильнейших в романе.
И Франсуа Гарди. Читая о его изнеженности и впечатлительности, задавалась вопросом: а можно ли при таком устройстве, внутреннем и, возможно, внешнем, стать успешным промышленником? Не знаю. Наверное, нет. Крупные промышленники более-менее стрессоустойчивы, без этого никак. А Гарди показал полную неспособность бороться и искать, найти и не сдаваться.
Вот, пожалуй, и все Реннепоны. В романе есть и другие любопытные фигуры – Горбунья-Мадлена, Агриколь, Франсуаза. Франсуаза! Вот это преданность духовнику-предателю! Так и хотелось, мадам, вас чем-нибудь стукнуть, да посильнее.
Дагобер. Д’Эгриньи. Наконец, Роден. Тоже одна из самых потрясающих личностей в «Агасфере», человек-бульдозер, который добивается своего вопреки всему. И это ещё слабо сказано. Слабо и мало. Ему, по-хорошему, отдельную рецензию надо посвятить, но мы не будем.
О книге в целом. Удивительное сочетание романа социального и романа мистического. Вроде и о Гюго можно так сказать, но меня это все равно зацепило.
Роман длинный. Местами затянутый, но ничуть не занудный. Действия больше, чем описаний. Захватывающий. О добре и зле, о справедливости и беззаконии, о любви и ревности. О жизни.