Больше рецензий

Dasha25

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2018 г. 14:00

2K

5

Белые одежды
Итак, хочу сказать, что книга потрясающая, такой сюжет я никогда не читала, но очень-очень понравилось!!!
Немного о сюжете:
Федор Иванович Дежкин (главный герой романа) приезжает для проверки кафедры генетики и селекции сельскохозяйственного института. Вместе со своим коллегой, Василием Степановичем Цвяхом, ему необходимо выяснить, как прошла перестройка работников института на новое “мичуринское направление” в селекции. Также, по поручению своего начальника профессора Рядно, Дежкин должен вычислить и обезвредить ученых, которые тайно занимаются запрещенной наукой.
На следующий день после приезда, Федор Иванович знакомиться с работниками кафедры генетики, а именно: с заведующим кафедры профессором Натаном Михайловичем Хейфецем, заведующим научно – исследовательской лабораторией Иваном Ильичом Стригалевым, научным сотрудником Леночкой Блажко, цитологами Вонлярлярскими.
Дежкин решает навестить Стригалева. Во время беседы выясняется, что Стригалев в свое время создал новый вид картофеля и отдал право на авторство Рядно (начальнику Дежкина). Федор Иванович, понимает, что Рядно многие годы пользовался чужим изобретением. Дежкин окончательно переходит на сторону опальных генетиков. Одновременно со всем происходящим, у Дежкина и Леночки завязывается роман.
Дежкин и Леночка решают пожениться. Федор переезжает к своей невесте. Но очень скоро замечает, что она каждую ночь куда – то уходит. Федор, в результате слежки за Леночкой, попадает на тайное собрание ученых. На этом собрании, генетики смотрят запрещенный фильм, привезенный из-за рубежа, о селекции. На следующие утро всех кто был на собрании арестовывают по доносу Краснова. Но Леночка думает, что это Дежкин предал их.
Дежкин пытается спрятать плоды и саженцы нового сорта “Контумакс”. Вместе со спасенными полиплодами он бежит из города.

Герой “Белых одежд” – Дежкин ведёт себя как разведчик в тылу врага, ему пришлось жить в мирное время в собственной стране как партизану. Дежкину трудно было вести двойную игру, притворяясь верным “батьке” Рядно, даже не столько трудно, сколько опасно при этом он всегда вспоминал слова Стригалёва: “Если хочешь заниматься наукой, если у тебя в руках открытие… Если оно бесценное. Если ему что-то грозит… Забудь о смерти. Поднимись над этим биологическим явлением. Страх смерти – пособник и опора всяческого зла. Отними у зла единственную его силу – возможность лишать свободы и жизни…” .
Федор Иванович стал двойником Стригалева и всеми силами пытался сохранить его наследство, ему пришлось играть сложную игру. Он как бы делал вид, что на стороне Рядно, когда на самом деле стал вейсманистом-морганистом. Ему удалось повторить эксперимент и добиться опыления «контумакса». Он ухаживал за огородом Ильи Ильича и в этом ему помогал дядик Борик. Также в книге мы видим Посошкова, он помог Дежкину. Светозар Александрович выступил в Швейцарии с докладом о растении, которые было получено с помощью селекции. Очень печален конец Посошкова, из-за гонений и недоброжелателей этой новой науки, он понимал, что его посадят, и завершил жизнь самоубийством. Также когда вышла статья о растении должен был приехать иностранец, Федор говорит ему правду о том, что он не Иван Ильич и ночью бежит в Москву. Четыре года он скрывается, работает на поле под началом Цвяха и выращивает картошку нового сорта. После смерте Сталина гонения прекратились, Федор находит Лену, у них есть ребенок ( мальчик Федор Федорович). К сожалению Стригалев у мер в ссылке, так как у него была язва. Когда новая наука вошла в силу об академике Рядно стали плохо отзываться.
В эпилоге все у наших героев было хорошо и мы видим как они всей семьей сидели за столом, как У Лены был уже 2 ребенок. Дежкин стал доктором наук. Цвях, дядик Борик были желанными гостями семьи.

О полковнике:
Полковник госбезопасности Свешников, давно вступивший в тайный поединок с неправедной властью, восхищается и тайно покровительствует Стригалёву и Дежкину. Чтобы спасти поэта Кондакова сжигает его стихотворение у себя в кабинете “…зажигалку чирк. И молча держал, пока до пальцев не дошло. Умел пожалеть поэта. На этом и попал…”. Свешников любил стихи, заходил к Кондакову послушать. Верил, что Кеша ещё много хороших стихов напишет. Необдуманный поступок полковника удивил даже генерала Ассикритова. “Непонятно мне, таким зубрам помог скрыться, и всё тебе сходило. А на дурачке погорел”. Свешников твёрдо был уверен в правильности своих поступков, верил в силу добра и поэтому ему не жаль пострадать за правду. Михаил Порфирьевич точно просчитывал соотношение выигрыша и проигрыша, ведь могла возникнуть опасность, что добро погибнет, не успев сделать свою полезную, необходимую работу.
В.Д. Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды.
Судьба человека непредсказуема, но каждый человек должен достичь чего-то в своей жизни, не пренебрегая нравственными нормами.
О Посошкове:
Светозар Александрович Посошков – большой учёный, интеллигентный человек – изящен, ловок и собран во всём, что говорит и делает. У него за плечами огромная каждодневная работа над собой. Он вооружён всеми богатствами мировой культуры. И всё – таки его губит трагическая ошибка. Оставаясь в душе “правоверным вейсманистом – морганистом”, он, тем не менее, демонстративно отрекается от своих взглядов, унижаясь даже до публичного покаяния. Таким образом, он пытается защитить хрупкий уют дома, обретённого фактически лишь в старости. Попытка сохранить семейный очаг путём измены в научном направлении своих взглядов, оборачивается разрушением очага. Молодая жена Посошкова боготворила в нём, прежде всего, учёного. Она не выносит свалившегося на неё разочарования. Происходит внутренний, а потом и внешний разрыв. “Сейчас, если б вернуть те времена, нипочём бы орать не вышел. И она бы не сбежала”.

Сделав предварительно всё возможное во искупление своего греха, академик Посошков добровольно расплачивается жизнью за временное отступничество от научной и человеческой истины. Посошков прекрасно понимал, что творится вокруг и всё же осмелился высказаться против тоталитарной системы “заразившей” науку. “Посошкову не было смысла лгать для того, чтобы облегчить свою участь…”. Он понимал, что после такого выступления ему не дадут спокойно жить и сказав всё, что наболело ушёл из жизни. В смерти его была скрыта и глубоко личная драма – это был протест против жизни, какую вёл он и все его товарищи по науке. В прощальном письме к Фёдору Ивановичу академик Посошков написал: “Желание смерти – не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном счёте является крайним выражением желания жить. Благо – то, что доставляет удовольствие, или то, что прекращает страдание. Для ищущего смерти страдальца смерть есть благо. Я совершил нечто загадочное для живущих. Поймет только тот, кто сам станет собираться в дорогу”.
Эти прощальные строки учёного заставляют задуматься над смыслом жизни.

Роман Дудинцева, при всей остроте критического начала, посвящен все-таки противникам Рядно. Глубокое чувство восхищения отдано тому, у кого мысли о своем уступают место мыслям о том, что “нужно всем”, кто подпал “под власть своего призвания”. Таких героев, как говорилось, в книге много, в центре внимания — Стригалев, Посошков, Дежкин. У Стригалева. Посошкова, Дежкина в чем-то очень схожая судьба. Стрига-лева, одинокого человека, в разгар его работы арестовывают, он гибнет. Посошков, оставленный женой и сыном, вынужден, чт"обы избежать насилия, покончить с собой. Дежин, потерявший любимую Леночку — ее как участницу деятельности Стригалева ссылают, — тайно уезжает в глубокую деревню, где долгие годы, ничего не зная о жене и сыне, продолжает эксперимент Стригалева. Уже в самом мужестве, упорстве, самоотверженности этих людей читается их духовное родство. Очень важно и другое впечатление от “Белых одежд”. В беспросветной атмосфере “лысенковщины” противостоят ей не отдельные “избранники” судьбы, а множество духовно здоровых, мужественных людей. Любые горькие испытания не могут уничтожить подлинные завоевания разума.