Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2018 г. 23:40

1K

3

Лето. Пожирающая тело жара. Речки нет. Прудика нет. Ненароком думаешь: "Эх, вот бы щас в деревеньке оказаться, тишь, умиротворение, тенек и прохлада от спокойного ручейка". Хороше жеж. Вспоминаешь рассказы бабушки о том, как же это хорошо - спустился с огорода и прямиком к речке, купаться. Благодать. Потом оглядываешься и возвращаешься в городскую реальность, где тебя ждет эпичная книга о той самой деревне. И кажется, что сейчас можно будет окунуться через "Вечный зов" к своим деревенским корням и почитать просто про жизнь.

Перед глазами возникает дом, в котором живет простая семья и три главных персонажа всего последующего повествования: Иван, Федор и Антон Савельевы. Три брата по крови, но совершенно разные по характеру и отношению к власти. Три судьбы, которые расходятся и потом вновь переплетаются странными путями. Три великих потрясения истории, через которые братьям предстоит пройти. Именно через исторические "принадлежности" изначально и расходятся судьбы братьев. Так, Антон, задумавший учиться в городе, примыкает к коммунистической ветке грядущих событий. Пассивный и какой-то апатичный Иван, волей судеб работающий на местного помещика, так с ним и остается, держит белогвардейский "строй". Ну и самый амбициозный, завистливый и стремящийся к власти и богатству Федор, по мне просто принимающий сторону победителя в угоду своих мечтаний. И на фоне этого и разворачиваются события Гражданской войны.

Но, понятное дело, не одними этими персонажами наполнена жизнь в книге. Героев здесь немало, каждый из них также претендует на роль ключевых: тот самый помещик Кафтанов, властный и сумасбродный, тиран, не признающий абсолютно никакого мнения, кроме своего. Мужик, жить с которым, как мне кажется, просто невозможно. Это жизнь в страхе, унижении, принижении и вечного ожидания лишь плохого. Конечно, тут при каждом удобном случае можно вспоминать "вот такие нравы были, не разводились, жили, терпели" - да, я соглашусь. Но все же больше хочется сказать - ну как же так, почему раньше никому ничего не хотелось? Не хотелось видеть что-то новое помимо полей, узнавать и много читать, почему не пытались вырваться из этих пут, ели они настолько сковывали тебя как человека? Вечно угнетенная деревенская женщина, или так и хочется написать рабыня: паши, сажай, собирай, детей рожай, мужу не перечь и все в таком роде. Нельзя, ведь семью опорочишь, и это вечное - живи, чтобы за тебя не стыдно было. А как оно это, не стыдно? Не понять мне, потому что при каждой случае ответ "такие были времена". Были, хорошо что были. На фоне этих выдаваний замуж за того, кого надо наша жизнь кажется очень простой и открытой. Но все мы знаем чем ковалась эта свобода. Поймите правильно, конкретно сейчас я говорю про человечность, про тиранические отношения в семье как ячейке общества, про угнетающую обстановку в казалось бы такой теплой и любимой всем деревне. Ведь никто сейчас не ездит и не пашет поля, все едят шашлыки, дышат воздухом и ловят просто прекрасные вечера. И поэтому все так легко и говорят, что деревня это прекрасно. Нет, жизнь в деревне - это тяжелый труд, которую мало кто выдержит. Жизнь в деревне - это жизнь в тишине, без ярких вывесок, без шумных клубов и тут каждый развлекается как может. Откуда идут пьянки, перетекающие в побои, перетекающие в недовольство по утрам и по кругу, в не особо довольную жизнь. Но, конечно, это не про всех и не о всех, просто лишь часть жизни, про которую мне вот сейчас хочется порассуждать. Ведь именно о части жизни и говорит автор, хоть и дает право голоса всем героям, будь они "правыми" или "левыми".

Так вот, от тирана-помещика перейдем к его управляющему Демьяну - личности, как по мне, весьма мерзкой. Знаете есть люди, которые без мыла во все "места" пролезть могут. Да сынок его Кирьян. Далее на сцене будут разыграны роли следователя Лахновского, да его "шестерки" Полипова, один из которых преследовал Антона, а второй - просто-напросто продал дружбу за свою свободу. Пожалуй, если вспомнятся другие - то и расскажу о них ниже, возможно.

Однако повествование про мужчин без примеси любви было бы не таким эпичным. Поэтому в тягучее русло мужских дел вливается женский ручеек, несущий лишь разлад и кучу проблем. Главная проблема 2/3 мужского состава семьи Савельевых - Анна, дочь Кафтанова. Баба, в которой Иван видит свою возлюбленную, питая к ней нежные чувства, а Федор - хороший шанс прибиться к семье богатых, а значит получить и положение в деревне, вот что значит использовать чувства других во благо. А вы говорите, деревенские, все-то у них на лицах написано и двери во все дома открыты. Но по факту книги, страсти тут кипят нешуточные. Именно Анна являет собой какой-то порочный круг, в который еще оказывается замешан и Кирьян, которого отец также пророчит в женихи. Все хотят ей обладать, да по любви не так много. В этом круге нет взаимных чувств, выбраться из него по-добру никому не удастся: война все сама расставит как хочет.

Революционер Антон Савельев тем временем ведет активную деятельность, попадает на допросы, в облавы и не скрыться ему от власти нигде. И вовремя очередного побега он оказывается в своих родных краях, где ему не особо рады, но..."Своя кровь" она такова, что может и не принимаешь ты взгляды брата, но все же выдать его тебе не позволяет совесть. Так Федор становится ненавистен Кафтанову и дабы спасти Антона попадает в отряд партизан, точнее скрывает отряд, терпит муки, но не выдает людей, теряет родных, но все же верен слову. Так он ненароком и становится на сторону брата в его "войне". Все же человеческое в Федоре взяло вверх, ведь он мог с легкостью встать на сторону белых и просто отсидеться в деревне, пустить судьбу брата на самотек. Не смог, заслуживает уважения. А вот Иван очень легко отпустил ситуацию, остался при работе и несколько спокойной жизни. Ведь знал он о намерениях Федора, знал, что он его соперник. Так что и переживать будто не хотел, "кровное родство" не играло роли.

И что же, во всей этой гражданской кутерьме, судьба вновь по-своему расставляет фигуры, создавая новые не любящие семьи. И кто там говорил, что вот в советское время не было разгульных, до свадьбы все "ни-ни" под страхом людского позора и прочее, мол не было насильников и никто никого не принуждал ни к чему. Однако, в человеческих отношениях были измены, была любовь на стороне: а как иначе, если выдали тебя за кого-то, а потом ты встречаешь человека по сердцу. Конечно, измены были всегда, независимо от строя и уклада. А вот изнасилование своего ребенка знаете ли, уж не по-советски тогда выходит. Но ведь было. И к чему тогда так идеализируется та жизнь, если отец родной может всякое творить. Вот не говорилось об этом - весь ответ, не говорилось о побоях, о страхе, ведь это же какой позор. Опять же повторюсь, жили так, чтобы не стыдно перед кем-то было, чтобы не осудили. А что уж там за твоей дверью было скрыто - видимо никого не волновало, ведь все их знают как "такую-то дружную семью". Но ведь получается, это жизнь на лицемерии была построена? Скрой все, ехидно подставь другого, предай тихонько в темном кабинете дружбу. Ведь еcли никто не видел - ничего и не было.

Как-то не получается разобрать типажи, "живость" героев, язык и общее повествование, а хочется просто говорить о том, что вызывает эмоции на фоне событий романа. Мне просто кажется, что про сам сюжет сказано и написано немало, уже разжеваны все и всё до самых мелких косточек и я не смогу внести чего-то кардинально нового. Да, "Вечный зов" - он для всех некий эталон жизненного русского романа, после которого хочется выйти в поле, разорвать рубаху да и крикнуть "эге-гей" куда-то далеко, чтобы вырвать из сердца всю боль этих людей. Но мне вот не захотелось, на меня такое впечатление производит (пока) лишь Василий Макарович. Вот у него про ту самую жизнь, по моим личным впечатлениям, без примесей. Нет, Анатолий Иванов бесспорно создал произведение навека: о людях, о том, что не так просто делать выбор и чем каждый наш шаг обернется предсказать порой невозможно; роман о нашем прошлом, прабабушках и прадедушках, роман-ностальгия. Для большинства. Если кому-то вдруг покажется, что я пытаюсь опошлить или оклеветать ту жизнь - вы будете не правы. Мне лишь захотелось понять, почему же все так ностальгируют по той деревенской жизни, все ли в ней настолько прекрасно. И для меня проявились "темные пятна", о которых писала.

Ну а что в жизнях Савельевых? Жили они каждый по-своему: Иван в лагерях, откуда с женой Агатой вернулся. Анна стала заложницей своей любви, ибо и уйти от Федора не могла и все его "баловство" с Анфисой проглатывала, прощала и терпела. Кирьян тоже жил с этим грузом. И кто же из них был счастлив? Чем была для них прекрасна жизнь? Знать, что ты никому не нужна, знать, что жена от тебя нос воротит? По мне - жить так очень сложно. И дабы растрясти всех, судьба снова испытывает геров - начинается Великая Отечественная война. Тяжелое и страшное время, не хочу даже писать об этом. Не люблю разбирать эту тему, просто потому что подвиг людей и правда велик. И не очень люблю читать, что немцы-то не такие и плохие, а наши тоже не такие хорошие. Тема ВОВ не столько под табу, но просто здесь моя патриотическая часть всегда кричит. Поэтому скажу лишь, что нелегко пришлось и героям эпопеи, всех война потрепала как следует: и вновь кто-то выбирает роль предателя и перебежчика, мечтая о лучшей и радостной жизни, другие идут на фронт, третьи теряют родных один за другим. Война расставила многое в жизни по местам. Ведь уже не только взрослые, но и дети вступают на сцену жизни. В этих историях Федор опять же будто и не сам решает на чьей стороне быть и существовать, Лохановский и Полипов снова на одной стороне, Кирьян теряет не только ноги, но и самого себя. Судьба не пожалела никого, точнее я бы добавила практически никого плохого, если можно так условно разделить героев. Но все проходит и забывается, медленно заживают глубокие душевные раны. Постепенно, но жизнь налаживается, оставшиеся и вновь появившиеся герои эпопеи получают свой хэппи-энд.

Что сказать, я пока останусь с нейтральным отношением к роману: я не влюбилась в него всей душой, но и очень уж критично его ругать тоже не хочется. Я лишь открыла для себя двери тех сторон деревенской жизни и сравнила, оказалось что люди всегда одинаковые, и "вот при советсткой-то власти" были такие же. Конечно, жизнь меняется, продукты становятся доступнее, города открывают перед тобой дороги и главное, что ты можешь открыться им. Да, жизнь стала как на ладони, все говорят о том, что думают свободно, не боясь. Стало ли сейчас меньше трудолюбивых людей? Не думаю, просто сфера деятельности перенеслась, просто все пашут в офисах. Как-то не вижу я радости специалистов, когда их посылают работать в села и колхозы, раз уж все говорят яро о возрождении деревни. Где интересно живут те, кто так всецело говорит, что раньше-то было хорошо? Что - они не пользуются благами?

Роман о прошлом, к которому никто не возвращается, но все говорят, что там было лучше. Но как я говорила, люди были такие же, как и сейчас - любили, предавали, язвили, обманывали, трудились, строили, пили, думали о себе не в последнюю очередь. Да, им пришлось немало невзгод пережить. Но люди также ломались, люди также стремились к лучшему, к победе, люди просто были. Кто-то отметит, что они больше любили Родину - но я тоже люблю, также как и путешествовать. Эпопея. Шикарная. Громкая. Громоздкая.

Наверное, сумбурно вышло. Но мысли про роман - им необходимо было найти выход в такой форме. Точка.