Больше рецензий

31 июля 2018 г. 18:35

428

4

"Мужчины не ее жизни" – большой, распространенный и трехчастный роман, который работает в масштабах жизней. Несколько человек, уложенные в итоге в роман Ирвинга, как в гроб запоминаются и вписываются в читательский жизненный опыт, слегка калибруя готовую картину мира.

Экранизация романа называется "Дверь в полу" и выходила со слоганом "The most dangerous secrets are the ones we’re afraid to tell ourselves". Скелеты личных тайн в литературе сегодня лезут из каждого второго шкафа (взять "Большую маленькую ложь" Лины Мориарти или "Катушку синих ниток" Энн Тайлер) , но Джон Ирвинг писал про секреты, когда это еще не было мейнстримом.
Он особенно хорош в своей собственной язвительности – которая иногда проговаривается персонажами, а иногда вплетается в авторский тест. Ирония иногда оказывается спасительной – жить в пространстве этого романа без нее было бы в пару раз тяжелее.

Создалось ощущение, что романы Ирвинга – это такое специальное чтение для приятных вечеров в одиночестве: персонажи легко проецируются на собственное окружение, следить за сюжетом интересно: Ирвинг закидывает в будущее такие удочки, что не пойматься на них – нереально. Читаешь себе, читаешь, а потом узнаешь, что с этими персонажами через Х лет будет XXX. И испытать ничего, кроме любопытства "как же они докатятся до жизни такой" не получается. Этим романом получается увлечься и, мне кажется, он выполняет оригинальную романную функцию: позволяет прожить побольше. Получается такой роман-жизненный опыт. И вроде не то чтобы опыт переживания смерти двух детей, например – то, что необходимо каждому, но рассказ о том, как можно жить и чувствовать в разных обстоятельствах – в любом случае заинтересовывает.