Больше рецензий

30 июля 2018 г. 21:36

883

4 Зорче вдаль, машинист, гляди! Удачи тебе в пути!

Классический производственный роман в лучшем смысле этого определения, написанный стремительно и живо, ничуть не нудный, не сухой, не перегруженный избыточными подробностями. Повествование - пружина, стиснутая одним-единственным днем из жизни крупного железнодорожного узла; день этот расписан по часам и показан читателю с разных сторон глазами чуть ли не целого десятка персонажей - разных управленцев, локомотивной бригады, пассажиров, усталого издерганного диспетчера, молодой проводницы. Отдельно хочется отметить достоверность разговорной речи, проработанные (не до мельчайших деталей, но все же) психологические портреты героев, представленных не только в рабочей обстановке, но и наедине с собой. Автор со знанием дела пишет о взаимодействии транспорта и промышленности, о людях, глубоко и крепко влюбленных в свою профессию, о том, наконец, как череда случайностей, нерабочая атмосфера и пренебрежение мелочами закономерно приводят к несчастью, - но, замечу, без морализаторства и лишнего драматизма. В целом книга, несмотря на все пережитые героями трудности, оставляет довольно оптимистичное впечатление.

Ха, скажете вы, да кому это интересно в наш век развитого постмодернизма? А вот и неправда, а вот и интересно. Если вы смотрите вслед поездам, любите неповторимые вокзальные ароматы угля и креозота, считаете свистящие мимо товарные вагоны и хотя бы раз в жизни проехались, скажем, от Москвы до Гомеля в плацкарте - читайте, не пожалеете. Я даже не побоюсь заметить, что небезызвестный Артур Хейли и рядом не стоял со своей совершенно неудобоваримой аэропортной нудятиной. Не исключаю, впрочем, что "Жаркие перегоны", написанные позже, отчасти навеяны "Аэропортом", но реализация замысла у советского автора мне импонирует гораздо больше.

Вдогонку - душевная песня из антикварного кинематографа: Евгений Кибкало - "Машинист". Сейчас таких не делают.