Больше рецензий

29 июля 2018 г. 16:55

2K

4

Ну что сказать, неоднозначное впечатление.
Первая часть книги читалась взахлёб и была вполне убедительной.
Нам показали истории двух абсолютно непохожих женщин, которых роднит только одно: под грузом стыда обе настолько застряли в прошлом, что лишили себя всякого будущего.
В чувстве вины героини как в цементе: ни сдвинуться, ни освободиться.

Май-Бритт, искалеченная фанатично-религиозными родителям, тщательно забаррикадировалась от людей в своем доме. Она превратила собственное тело в могилу: в нём под тоннами пищи похоронены мысли, которые причиняют невыносимые страдания.

Не первый раз сталкиваюсь с тем, что церковная община показана как некое братство, где процветает моральное (а иногда и физическое) насилие, любые проявления своего Я пресекаются, естественные желания — подавляются самыми жестокими и даже извращенными способами. Конечно, в таких условиях вырасти психически здоровым очень сложно. Особенно если не обладаешь достаточно сильным и независимым характером, чтобы противостоять такому давлению. Май-Бритт пыталась вырваться, но постулаты, вбитые общиной в её голову, дали свои плоды и привели к полному жизненному краху.

Вторая героиня, Моника, несмотря на внешнюю успешность и востребованность в профессии, тоже живет в аду. Она, подстегиваемая стыдом, постоянно доказывает своё право на существование, и нет конца этой борьбе. Тут тоже не обошлось без мамы, которая всю свою любовь отдаёт погибшему сыну.

Обе героини после некоего "волшебного пенделя" извне решают искупить свою вину, по крайней мере так, как они это представляют — начинают "причинять добро". Конечно же, ни к чему хорошему это не приводит, но им, вроде бы, становится легче.

Есть ещё Ванья — сомнительный персонаж. Да, она выступает в роли чуть ли не доброго ангела для обеих женщин, периодически вклиниваясь в повествование с весьма правильными рассуждениями. И все бы ничего... Если бы я не знала, каким образом эта самая Ванья "спасла" своих детей от папаши-садиста. Это перечеркивает те мудрые мысли, которые она изрекает на протяжении всей книги. Она чудовище и больной человек, и никто не убедит меня в том, что другого выхода у неё не было.

Вообще ближе к концу романа появилось такое ощущение, что автор решила втиснуть героев в готовые шаблоны, которые им ни по форме, ни по размеру не подходят. События ускорились, героини заметались, но это не пошло на пользу книге. Как и попытка завершить всё на некой светлой ноте. Поэтому 8 из 10.