Больше рецензий

22 апреля 2011 г. 23:36

225

4

Дом - сложная знаковая система, которую нужно уметь понимать.
Мария Беркович

Дом – это мальчик, убегающий в пустоту коридоров.

Столько всего написано и сказано об этой книге, что как-то уже и неловко заговаривать о ней опять. Но поразмыслив, потушив все восторги и переболев разочарования, я всё же решаюсь высказать некоторые выводы, которые сложились у меня в голове.
Ещё когда я не знала, о чём эта книга, название мне казалось совсем не интересным - ну мало ли на свете домов, в которых чего только не происходит? Но из них из всех автор выбрала тот, о котором обычно предпочитают не думать, и написала о нём так, чтобы не думать было невозможно.
Пожалуй, самое сильное место в книге - начало. Первые две интермедии будто очерчивают зачарованный круг (там есть маленький секрет, который я бы осмелилась назвать анафорой). Честно говоря - я долго не хотела начинать эту книгу, но где-то после первых двадцати страниц просто не смогла повернуть назад.
Пожалуй, самое слабое место в книге - финал. Сколько бы автор ни говорила о том, как трудно ей было расставаться с героями, финал всё же оставляет ощущение огромной усталости. Это не светлая дверца, будто бы невзначай оставленная приоткрытой, а дверь, второпях чуть не сорванная с петель, которая хлопает на ветру. Честно говоря - мне расхотелось дочитывать книгу где-то страниц за двадцать до конца, и я жалею, что не остановилась.
Пожалуй, самая главная ценность книги - её можно читать абсолютно всем, хотя бы даже отдельные эпизоды. А уж подросткам, по-моему, - в первую очередь, и это ценно вдвойне, так как автор рассказывает о многих очень важных (охотно и неохотно обсуждаемых) вещах на полувзросло-полудетском языке образов, музыки и загадочных бессмыслиц. Поэтому и в книге мы видим не детей, а говорящих зверей из "Книги джунглей", сказочных существ из Страны Чудес, мифических чудищ Зазеркалья. Всё то, чем они хотят казаться, и есть то, кто они есть. Конечно, эти дети - не мы с вами, да и то сказать, у нас у всех было разное детство; но кто не создавал, хоть ненадолго, это дивное двоемирие, где законы реальности неприменимы, а чудо считается чем-то естественным?..
Нет, я не могу сказать, что Дом меня не отпускает, и - нет, я не могу сказать, что хотела бы вернуться в Дом. Но одно бесспорно - очень и очень многое стоит искать и можно найти там, где каждая комната загромождена мирами.
И напоследок.
Вы, конечно, давно уже поняли, что этот отзыв был писан главным образом ради плохо скрытой рекламы Марии Беркович, и вы, конечно, правы. Признаться, "Дом..." почему-то накрепко связался у меня в сознании с Нестрашным миром , хотя последний чуть более правдив, чуть менее складен, и вообще чуть-чуть о другом. Даже, скорее, совсем о противоположном: в то время как книга Беркович лучится надеждой на вызволение "подменышей", - Петросян, как Гаммельнский крысолов, манит нас в тёмные коридоры их мира.
Какая бы она ни была завораживающая, как бы ни ломилась от знаков, пространств и глубин, на самом деле "Дом..." - это чудовищно грустная книга, и ничего тут не попишешь. Такие книги всегда трудно читать, будь они хоть в документальной форме, хоть в сказочной. Но всё же и здесь можно - и хочется - надеяться на хороший конец. Ведь мрачная сказка - всё-таки тоже сказка.

Все лампочки, сколько их было, зажглись разом. Коридор осветился.

Комментарии


Отличная адекватная рецензия)


Трудно говорить "адекватно" об этой книге, но если получилось, то это приятно))
Спасибо!


Сколько не читаю рецензий, не могу уловить кто-нибудь заметил сходство имён-Шакал Табаки в этом произведении и в "Классе коррекции".Не может быть простого совпадения такого необычного имени..


не знаю, кто как, но сама я не заметила по той простой причине, что не читала "Класс коррекции"! 0_о
вы правы, совпадение непростое =)
спасибо, что сказали, обязательно прочитаю!