Больше рецензий

18 июля 2018 г. 13:37

3K

4 Игра как произведение искусства

Знаю ли я что-то о го? Не буду кривить душой: передвижение фишек по полю для меня - загадка, законы, по которым оно происходит - тоже. У меня не сложились отношения с шахматами, боюсь, что го будет ещё сложнее в усвоении. К слову, шахматы так и остаются для меня чем-то математическим, го же - искусством, пронизанным восточной философией. Так было всегда, а произведение Ясунари Кавабаты ещё больше укрепило моё мнение. Думаю, часть прелести этого романа я пропустила как раз из-за невозможности следить за описываемой партией в го, которую я могла оценить лишь благодаря комментариям рассказчика. Если вы умеете играть в го или только учитесь, но знаете основы, советую к прочтению: даже в электронном формате есть хорошо читаемые схемы с расположением фишек на игральной доске.

Игра японца выходит за пределы понятий «игра», «соревнование», «развлечение» — она становится искусством, в ней чувствуется тайна и благородство старины.

Кавабата описывает последнюю игру мастера Сюсая - "непобедимого мастера", который воплощает в себе духовный авторитет среди всех игроков в го, его имя было громким на протяжении трёх эпох, начиная с эпохи Мэйдзи, что само по себе уникально - человек, настолько способствовавший расцвету го, олицетворяющий в себе эту игру, выступает как игрок "старого порядка". Его соперник - Отакэ, игрок современный, принадлежащий к Ассоциации игроков в го, представляющий собой современный стиль игры, умеющий подстраиваться под рационализм и регламент. И конечно когда ты видишь таких разных соперников, невозможно сохранять нейтралитет, невольно ты симпатизируешь одному из них. Моя симпатия досталась мастеру Сюсаю.

Последняя партия — это стык разных эпох, точка смены одной эпохи другой. После нее в игре в го начнутся новые веяния. Бросить и не доиграть последнюю партию — это все равно что пытаться остановить ход истории.

Сюсай Хонинобо, находившийся на границе старой и новой эпох, воин, не лишенный чувства прекрасного. Человек, который не любит показывать свою боль, продолжающий играть, несмотря на смертельное заболевание. Здесь не будет преувеличением сказать, что он принес себя в жертву искусству. И последняя его партия - это его картина. Если так, то есть ли смысл высчитывать, выиграл он или нет? Роман читаешь не для того, чтобы узнать, кто же в конце победит, да и сам автор довольно быстро раскрывает читателю все карты. Нет, сама игра - это роман, воплощение характеров игроков, во время неё даже наблюдающий слова терял ощущение реальности. А стук камня, поставленного на доску, отзывался эхом из другого мира.

Что же до игрока "современного" - Отакэ и в целом "современной школы", то она не вызывала у меня ни позитивных, ни негативных эмоций. До этого го было искусством, сейчас же - игра с большим количеством донельзя рациональных правил и рангов. Нельзя сказать, что современные игроки хуже или не заслужили свои титулы, наоборот - пожизненная система при достижении титула мастера воспринимается как пережиток феодальной эпохи, плохо вписывающееся в современные реалии. Однако не отвлекает ли постоянная борьба за титул от осмысления, погружения в игру, её философию, не становится ли выигрыш целью, к которой идёшь, не смотря по сторонам. А ведь восхождение на вершину - это неотъемлемая часть её покорения.

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2018 г.
Команда "Атомные кроты".