Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

27 мая 2018 г. 01:30

1K

3.5

Наверное, правильнее будет сказать, что Анри Гидель настолько вдохновлен своей великой соотечественницей, что биография посвященная Коко Шанель во многом выглядит как ода "Железной кутюрье" с уклоном в художественный роман. То ли месье проделал работу невероятных масштабов, собирая такие точные данные, то ли проинтервьюировал саму Габриель, то ли просто обладатель богатейшей фантазии. С одной стороны, это не плохо в том плане, что можно расслабиться и почувствовать себя непосредственным участником описываемых событий, потому что жизнь Шанель разворачивается в деталях и красках просто на глазах, а с другой стороны, не хотелось бы тратить время на выдумки, поэтому несколько сложно отделаться от напрягающего вопроса "Действительно ли так было, как описывает автор?". Конечно, любая биография в той или иной степени имеет субъективный характер, который проявляется благодаря тому, что информацию мы получаем через призму мировоззрений автора и, на мой взгляд, в этом плане Шанель очень повезло с биографом. Если Шанель и вправду было важно запечатлеть легенду о самой себе, то Гидель это сделал располагая даже не особо "красивыми" фактами.

Коко Шанель - великая женщина-кутюрье, это знает любой мало-мальски образованный человек, но благодаря чему эта женщина стала знаменита? В начале ХХ века Шанель совершила революцию в индустрии моды, представив новый образ современной женщины. Ее моделям была свойственна легкость и свобода передвижения, ничто больше не стесняло тело девушки, но главное, ее наряды подчеркивали естественную красоту и элегантность женщины, а не создавали ее искусственно. Простота модели и сдержанность цветовой палитры позволяли женщинам чувствовать себя комфортно и стильно хоть в гостях, хоть на работе. Она была той, кто превратила широкополые шляпы в аккуратные шляпки-колокольчики, кто отказался от корсета и китового уса, как от орудий пытки современной женщины, кто укоротил мешающие передвижению длинные юбки до колен, предоставив мужчинам лицезреть вид, поволнительнее голых щиколоток. И все это исполнялось из относительно недорогих материалов, позволивших Дому Шанель существовать в начале военных лет.

Биография Шанель - прекрасный пример пути сильной женщины, которая благодаря своему характеру и таланту стала легендой. Но не обошлось без недостатка, последние главы - последние годы Шанель, пропитаны горьким одиночеством, которое искусственно нагнетает Гидель. Конечно, старость, похороны друзей и приближение собственного конца не навевают позитивных эмоций, но не думаю, что Габриель действительно считала, что ее жизнь не сложилась, только отсутствию в ней семьи и детей. Эту уверенность подкрепляет то, что у Шанель было множество возможностей выгодно устроить свою личную жизнь, но она неоднократно возвращается к мысли, что карьера все-таки имеет первостепенное значение. Поэтому не думаю, что тот образ Шанель, который формирует Гидель в конце ей бы пришелся по душе - жалость для сильной женщины оскорбительна.

Детство и семья.
На мой взгляд, факт, что Шанель происходила из семьи ярмарочного торговца, ничуть не бросает тени на ее легендарность. Даже наоборот, это многое говорит о силе характера и целеустремленности женщины, способной сначала из нищей семьи, потом из сиротского приюта, подняться и зарекомендовать себя на том поприще, которое она для себя избрала. Габриель и родилась в относительно многодетной семье (по сравнению с ее дедом у которого было 19 детей, где самая младшая - ровесница и подруга Шанель) и всю жизнь старалась поддержать отношения с родными братьями и сестрами, хоть это и было сложно. Приведенные автором к концу книги фрагменты из писем братьев Шанель попросту возмущают таким незаслуженным отношением к сестре. Но дела семейные зачастую темные, мало ли какие могли быть причины, кроме обычной наглости.
Как можно охарактеризовать саму Шанель? С детства до самой старости ей присуща легкая энергичность, а упорность и самообразование в сферах искусства, помогли ей сформировать эстетический вкус. Она стремится к независимости и самодостаточности, любит жить на широкую ногу, но не любительница драгоценной роскоши. Ее высказывания говорят о ее незаурядном уме, которому присущ достаточно проницательный и хладнокровный взгляд на вещи. Она невероятно критична (и зачастую с ней сложно не согласиться), амбициозна и самолюбива - но эти качества были целиком и полностью ей оправданы.

Легендарное прозвище.
Сама Габриель Шанель любила говорить, что Коко ее шутливо называл отец. Но в книге освещена версия, как в годы юности Габриель, задумываясь над возможной карьерой эстрадной исполнительницы, пела в муленском салоне любимую публикой шуточную песню "Кто видел Коко из Трокадеро?" и вскоре незатейливый припев "Ko-ko-ri-co" и дал прозвище его исполнительнице.

Мода и карьера.

Я не создаю моду, я - сама мода.

На расцвет карьеры Шанель в моде были девушки с пышными формами, так что сама Габриель, имеющая тоненькую мальчишескую фигурку, совсем не вписывалась в существующие стереотипы красоты. Свои первые шаги в сфере моды Шанель начала с самой себя, когда начала перекраивать модели индивидуально под себя. Начало века - время прогресса, и женское общество заинтересовалась смелыми и изящными усовершенствованиями Шанель. Коко Шанель никогда не скрывала, что преследовала только собственные интересы, она была сама себе и модельер, и манекенщица - но ее цели получили отклик у множества таких же, как она.
Габриель очень много времени уделяла работе и секрет ее уникальной эффективности был в том, что эта работа была ей в чистое удовольствие, как хобби, приносящим заработок, как отдых, заряжающий энергией к новым идеям.

Любовь.

Самое лучшее в любви – это заниматься ею.

Складывается впечатление, что Гидель порядочно сгладил личную жизнь Шанель - он придал ей лоск романтичности, старательно упустив "темные пятна", а там где не оговориться о них нет возможности, предпочитает делать это в совершенно простодушной манере, будто в этом нет ничего предосудительного. Сначала он заверяет, что в вечерних гуляниях Габриель и Андриен в компании офицеров все было прилично и завистливая молва зря обвиняла начинающую певицу в недостойном поведении, а потом, как между прочим, выясняется, что причиной будущего бесплодия Шанель мог быть аборт, сделанный ею в тот период. И подобных моментов при внимательном чтении попадается достаточно.
В общем, да, любовные отношения играли важную роль в жизни Шанель. По описанию, ею можно представить раскрепощенной, страстной особой, но достаточно гордой, чтобы в этой любви никогда не терять себя.

Шанель №5.

Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.

Эти легендарные духи продолжают ценить и сейчас во всем мире. Для своего времени появление "Шанель №5" в индустрии парфюмерии было событием поистине революционным. Для его создания, химик Эрнест Бо применил новую технологию смеси ингредиентов с альдегидами. Из 10 образцов (с 1 по 5 и 20 по 24), Шанель остановила свой выбор на 5-м образце и вкус ее снова не подвел. Духи стали сенсацией и неотъемлемой частью бренда Шанель, обеспечив ей прибыль до старости, даже когда Коко уже завершила модельную карьеру и ушла на покой.

Старость. Просматривая хроники последних лет жизни Шанель, у меня сложилось мнение, что Коко была очень изысканная старушка. О ее возрасте говорит только ее кожа, двигается и одевается она, как дама младше своего возраста лет на 50. Можно залюбоваться, как грациозно она может сесть, как держит руки (которые уже доставляют ей столько хлопот), с какой манерой разговаривает. Коко Шанель такая женщина, которой было возможно восхищаться и в старости, ее харизма просто очаровывала.

Коко Шанель такой человек, родившийся в идеальное время для своей самореализации - вряд и в 19 веке женщины бы осмелились принять ее идеи, а позже, новомодные веяния редко находили одобрения у пожилой Коко (вспомнить хотя бы ее едкое высказывание про Кристиана Диора, едва начавшего свою карьеру).

Спасибо за вдохновение на написание рецензии LasageBiggie . Если ты все еще не передумала поделиться впечатлением о прочитанном, можешь расценивать этот отзыв как призыв к обсуждению )