Больше рецензий

27 мая 2018 г. 00:33

7K

5 Благословенны муки, рождающие тебя

Чтобы не написал я здесь, о прочитанной только что «Цитадели» — мне все равно не обхватить это сокровище никакими эпитетами и не дотянуться словесными оборотами. Это неторопливая беседа, словно мудрый отец ведет тебя за руку, по уже набившим оскомину знакомым улицам и показывает невидимую связь всего и всех. «Цитадель» невозможно читать быстро. Я замечал, что читая ее в транспорте, некоторые детали ускользали от меня и я потом перечитывал. Она требует к себе внимания и времени, чтобы ты мог как следует погрузиться, распробовать и поразмыслить.

Я не ожидал что даже изнасилование или казнь может быть чем-то необходимым, для поддержания невидимых связующих узлов царства. Книга помогает уловить аромат того, как суть вещей прячется за самими вещами, как легко мы обманываемся, восхищаясь стихотворением, начинаем искать причину в пергаменте, чернилах и буквах. Особенно меня впечатляло то, что автор объясняет все на одних и тех же очень приземленных, простых вещах, будь то камень, дерево, колодец в пустыне, море, корабль, подвал, зерно или повозка. Ему удается связать и подружить казалось бы далекие вещи, всю дробность мира связать невидимой, но ощутимой связью.

«Не логика связывает дробный мир воедино — божество, которому равно служит каждая частичка. Если женщина наряжена в платье, я же не раздумываю, настоящие или нет на платье складки. Вот она идет, она красива, плавно двигаются складки на ее платье, собираются, распрямляются и все-таки сохраняют гармонию. Я не знаю есть ли логика в складках платья, но они заставляют забиться сердце сильнее, вызывая соблазн желания.»


Язык символов этой книги прост и облегчает понимание. Очень многое сравнивается с кедровым деревом. Рост его — как процесс преодоления, внутреннего устремления и в конце концов преображения. Плоды - символ наших поступков, того что мы оставляем после себя для вечности. Семя — как вечный потенциал, новая жизнь и нераскрытая сила.
Любую человеческую деятельность Экзюпери приравнивает к строительству корабля, как символ совместного труда, творения своего царства, где каждый занимает свое важное место. «Забивая гвоздь» плотник творит корабль, который однажды придется мирить с морем. Труд облагороженный поэзией и воодушевлением.
Пустыня — как символ смерти. Повозка — как любовь к самому процессу жизни, ее осмысленной ритуальности и священнодействию.
Очень трепетно автор относится ко всему что связывает поколения: к передаче опыта между людьми, к выполнению обязательств, обычаев как связующих нитей обыденности.
Экзюпери не раз указывает на то, что ценны лишь те вещи, за которые мы заплатили своими стараниями и муками. В радость человеку лишь то, над чем он хорошо потрудился и никакую благодать человек не может запасти впрок.Только так человек может «сбыться». Это выражение очень емко показывает человеческую жизнь как вечный глагол.

Поразительнее всего то, что у книги нет сюжета. Это набор притч, часто одной и той же — взятой под разными углами. И часто противоречивые пассажи приводят к пониманию всеобъемлющей красоты жизни, учат принимать и чтить святость всего. Книга о несовершенстве слов и непостижимой целостности мира, которая вечно ускользает от наших глаз.

«Цитадель» богата противоречиями. Цитатность изложения в некотором роде может утомить, но я пил эти страницы и не мог насытиться, потому как здесь столько ответов, что мне придется еще не раз вернуться, чтобы снова побыть в ее заботливом и неторопливом слоге, словно добрый наставник что приоткрывает тебе причину и многослойность привычного и постылого. Дарит новое понимание жизненного уклада, исполненного высшей осмысленности.