Больше рецензий

17 мая 2018 г. 21:31

169

3.5

Находясь в Великом Новгороде , гуляя по улочкам названным в честь былиных гусляров -сказителей , набережных с видом на Кремль -Детинец , посещая многочисленные, беспрецендентные по имеющемуся колличеству храмы включая древнюю Святую Софию сложно не проникнуться духом изначальной Руси и не взяться за чтение чего то крепкого и добротного по теме. Данная монография написана по мотивам кандидатской диссертации ,, Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV-XV вв." является строго научным трудом , без толики беллетаризации с присущим этому своми плюсами и недостатками. Книга разбита на 4 главы где первая обстоятельно , порой не без спорно , с многочисленными археологическими и летописными ссылками рассказывает от мировозрении древних новгородцев- синкретическая смесь язычества и православия принявшая здесь широкое распространение и в дальнейшем отстаивавшим своё особое ,привилегерованное положение даже в рамках РПЦ. Выборность священства , архиепископа ( с помощью жребия) , участие оных в мирских делах , колдовство и жреческие функции среди низового звена рассматриваются как характерный знак данной местности.Дальнейшии главы посвящены всем археипископам города , исполнявшим по версии Ольги Кузьминой роль этаких негласных третейских судей , своеобразных аналогов магистра в аналогичных западноевропейских городах - республиках с их культом определенного святого : св.Амвросия в Милане, Ионна Крестителя во Флоренции и Святой Софии изображенной на новгородских монетах. В книге вскользь рассказывается о еретических движениях духоборцев - стригольников и ереси -жидовствующих , но повествование о столь интересных темах дано недостаточно глубоко и требует знакомства в рамках отдельной книги.Подводит итог новгородский поход Ивана III с окончательным покорением и закатом республики .В целом работа очень информативна , интересна , но читается не без усердия , многочисленное прямое цитирование летописей с древнерусской речью этому идет не на пользу и хотя прибавляет книге треть вполне могло и обработаться для научно-популярного издания.
Ко всему обратил внимание на искаженное цитирование автором источника - обосновывая языческое мировозрения священиков она приводит ту же ссылку что и говоря о ереси жидовствующих :отрывок из послания архиепископа новгородского Геннадия суздальскому Нифонту но не в оригинальном бесцензурном варианте где пишется о священнике давшему мирянину крест-тельник из плакун дерева с вырезанным на нем ,,соромом мужским и женским " , а о кресте с вырезанным ...вороном(?) Не знаю откуда взялся этот вырезанный ворон ( возможно наследие церковной цензуры!?) но в инете и в многочисленных книгах по теме эта ошибка повторяется многократно за редким исключением. Также в приложении говоря о древних азартных играх она пишет : ...игра известная в Древней Руси как тавлеи , в настоящее время называется нарды и трик - трак, в дальнейшем она приводит паралель с игрой в шахматы с помощью костей кои она опять таки нарекает тавлеи(!?) Но Тавлеи уже давно известны как Хнафотафл или Варяжские шахматы, совершенно другая игра не имеющая отношение к описываемым случаям , но нужно признать автор откровенно говорит , что ее версия не окончательна и возможно подвергнута изменениям).