Больше рецензий

15 апреля 2018 г. 12:52

665

4 Антифеминистское

Предупреждение: я прочитала книгу после просмотра одноименного фильма, поэтому исхожу из допущения, что и остальным это кино, а, значит, и содержание литературного первоисточника знакомо.

Совершенно антифеминистский роман. И это комплимент.

Без пафоса и громких разоблачений Перротта убедительно показывает, к чему приводит, когда мужчины занимаются, скажем так, бабской работой. Или вообще ничем не занимаются.
Особо привлекательных мужчин тут вообще нет. Ну не считать же таковым главного героя, в самом деле! В конце книги моё отношение к нему было предельно ясным: ох, девочки... и что вы нашли в этом барби-бое? Дуры... что одна, что вторая, хотя Кэти, кажется, что-то поняла под конец.

Если говорить о женских персонажах, то моя любимая героиня – Мэй. Вот она – безупречна. Единственная из всех женщин в книге. Легко умиляться маленькому светловолосому ангелочку, как Кэти, или уверовать в Бога, когда наконец удалось родить ребенка (да еще сразу двоих), как жена Ларри (забавно, кстати, что став ревностной посетительницей церкви, эта бойкая бабец и не подумала отказаться от вульгарных вызывающих тряпок, которые оголяли и обтягивали её везде, где можно), но быть матерью педофила – это, без преувеличения, подвиг.

Помимо адюльтера ведь в книге выводится ещё одна тема: адаптация к нормальной жизни человека, отсидевшего срок за сексуальное преступление против детей. Правда, Ронни Макгорви – не такая мразь, каким мог бы быть. Собственно, он всего лишь эксгибиционист... как я думала на протяжении всей книги (нет, я никоим образом не оправдываю развратные действия в присутствии ребёнка, просто могло быть много хуже). В конце романа Перротта подготовил сюрприз касаемо Ронни, и он не их приятных. Не такой кровавый как в фильме, но более жёсткий. И, увы, извращенец таковым и остался, хотя никому не причинил зла с тех пор как вышел на волю.

Вообще, одной из сильных сторон романа являются его герои. Это живые люди, у каждого из которых есть биография и характер. И все характеры прописаны настолько убедительно, что героям невольно сочувствуешь (почти всем – в отдельные моменты). Как у Довлатова (которого я сейчас параллельно перечитываю), здесь нет ни праведников, ни злодеев. Обычные люди (за исключением Ронни, хотя он в своём нынешнем положении, скорее, сам жертва) со своими потребностями, страхами, разочарованиями. И мечтами. У всех есть свои чаяния и тайные желания. Например, Кэти хочет, чтобы муж наконец сдал экзамен на юриста, начал зарабатывать, а она бы передохнула пару лет, посидев дома с сыном и, может, даже родила бы ещё одного, прежде чем продолжить карьеру режиссёра-документалиста. Сара мечтает о жизни с мужчиной своей мечты вместо опостылевшего мужа. Мэй всеми силами старается вернуть сына к нормальной жизни, любя и принимая его таким, как есть. А сам Ронни в конце концов приходит к выводу, что ему нужен компьютер (действие происходит в конце 90-х, насколько я поняла, когда и сотовые телефоны были по карману не всем). Зачем? Чтобы без помех смотреть всякие «картинки». Не такое уж глупое решение – нормальная-то жизнь ему всё равно не светит. Так почему бы не провести остаток своих дней в четырёх стенах, развлекаясь тем, что ему действительно нравится, раз уж это никому не причиняет вреда?

И ещё о Ронни. Есть в романе характерный эпизод, который наводит на грустные размышления о человеческой природе.
Я всегда считала Америку ханжеской страной, где люди слишком уж показательно религиозны, чтобы верить в их искренность. Эпизод в церкви, когда главный блюститель нравственности, полоумный Ларри Мун, устраивает безобразное нападение на Ронни, которого мать с большим трудом уговорила прийти в церковь, в этом смысле более чем красноречив. Никто даже не попытался вступиться за жалкого, всеми презираемого изгоя, которого так унизили на глазах у всех. Даже священник! Более того, большинство не скрывало своего одобрения (!), когда Ларри наконец убрался из божьего храма, волоча за собой совершенно раздавленного и чуть ли не плачущего Макгорви.
Ладно, я могу понять родителей, которые при виде последнего хватают детей в охапку и скорей прочь (я бы и сама так поступила), могу понять то отвращение, которое люди испытывают к этому типу, но разве безобразная выходка Ларри может кому-то понравится? (кстати, там ведь и дети были. Разве им стоило видеть голую мужскую задницу, а главное: что так вообще можно обращаться с человеком? А потом, например, повторить подобное в школе в отношении более слабого одноклассника. А чего не повторить-то, раз взрослым можно и папа с мамой это одобряют?)
Короче, никакого хвалёного милосердия, сострадания к несчастному, которого уже и так чуть ли не собаками травят, особенного возмущения (разве что тем фактом, что подобное учинили в храме. А если не в храме – пожалуйста) я у прихожан не увидела. А жаль.

Ларри Мун, к слову, весьма интересный персонаж. Он, конечно, малоприятный тип, однако, рассказывая о нём, Перротта поневоле пробуждает что-то вроде сочувствия к этому примитивному, озлобленному, но очень несчастному мужику, который в моменты просветления и сам понимает, какой он мудак. По сути-то, они с Ронни одинаковы – одинаковы в том смысле, что оба преступники, причинившие зло детям и непоправимое горе родителям их жертв. Ларри, конечно, и сам больной на всю голову. И всё же он любит своих детей, жалеет о бросившей его жене, и, главное, мается своей неприкаянностью, не в силах смириться с тем, что его жизнь кончена, как он думает. Всю свою нерастраченную энергию он направляет на Ронни, всячески пакостя ему, хотя воюет-то по сути с немощной старухой. Ну и довоевался в конце концов...
Если отбросить его личную драму с Антуаном Харрисом, Ларри – наглядный пример того, как мужчина – нормальный такой агрессивный самец – без работы и без какого-либо настоящего занятия начинает заниматься фигнёй. И к чему это приводит. Особенно, если учесть тот факт, что речь идёт об охоте на другого человека.

Но вернёмся к любовному треугольнику (муж Сары – не в счёт, у него свой бзик).
Меня совершенно не впечатлил Тодд. В кино он, к тому же, какой-то безликий, незапоминающийся (чисто внешне, я имею в виду – в характер персонажа актёр попал точно). Гм... кому-то нравятся такие какбэ утончённые красавчики? Дело вкуса, но я бы на такого не запала точно. Это не мужик, а так... мечта гомосексуалиста. Самое интересное, что такое отношение у меня сформировалось к нему именно в процессе чтения, потому что Тодд – человек слабохарактерный, бесхребетный, практически не способный на мужские поступки. То что он со своими бабами никак разобраться не может, понятно – все они такие, эти женатики-изменщики. Но так тупо и малодушно увильнуть от чёртова экзамена... В общем, не мужчина, а мальчишка. Вечный подросток. Мужчинка. Перротта описывает его (как и почти всех героев) слегка отстранённо, не осуждая и не восхваляя, но всё же как будто даёт ему шанс в конце: по крайней мере, парень впервые высказал трезвую мысль о том, чем ему заниматься в жизни (и выбрал очень мужское занятие). Шансы, что он всё-таки повзрослеет, пятьдесят на пятьдесят. Возможно, нормальное мужское занятие его и вытащит из трясины ленивого рутинного существования. А возможно, он так и будет сидеть за жопой жены, сорри за мой арго. К такой паразитической жизни легко привыкнуть.

Из двух девушек мне, конечно, больше симпатична Кэти. Она умна и талантлива и, честно говоря, достойна лучшего мужа. С другой стороны, она сама виновата в том, что из Тодда вышла в результате такая амёба (да ещё изменщик): мало того, что не интересовалась, чего он хочет на самом деле, так ещё и наивно ждала, что он воплотит в жизнь её мечты, её планы. Ну и секса лишала совершенно незаслуженно. Порадовало, что она всё же поняла свою главную ошибку. Стала мудрее и, хочется верить, теперь сможет выстроить такую жизнь, о какой мечтает. С Тоддом или без него.
Финал их истории открытый. Непонятно, простила ли Кэти непутёвого мужа. В любом случае, шанс у пары есть.
Сара мне нравится меньше. Не потому что вся такая невзрачная на фоне королевы-Кэти (если брать фильм, то Кейт Унислет вообще-то вполне может потягаться с Дженнифер Коннели в женской привлекательности). Просто она сама толком не знает, чего хочет. А эти её идиотские мечты в конце! О «счастливой» жизни с Тоддом: она-де сама станет юристом, будет работать, а Тодд пусть сидит с детьми. Дурочка что ли совсем? У неё же был перед глазами ровно такой же пример. Вознамерилась стать второй Кэти? Чтобы пока она там горбатится на работе, муж заскучал от праздной жизни и опять пошёл налево, теперь уже от неё? Мозги-то где? Ладно, спишем на молодость.
По-моему, в конце Сара решила вообще от мужчин отказаться. Очень умно, а, главное, по-феминистски. Каждому своё, конечно, хотя Перротта откровенно иронизирует над таким решением.
Сара ничуть не лучше Тодда в том смысле, что так и не определилась, кем хочет быть: интеллектуалкой, независимой женщиной или женой и матерью. Ей бы тоже не мешало повзрослеть, а не замыкаться в своём разочаровании.

Вот, кстати, кому я искренне сочувствую и симпатизирую, так это её мужу Ричарду. В фильме он выставлен каким-то мудаком, хотя на самом деле совершенно нормальный мужик, который очень старался, что для первой своей семьи (которой обзавёлся ещё в юности!), что для второй. Он действительно надеялся обрести счастье с Сарой, и не его вина, что эта дура так и не смогла найти с ним общий язык (зачем замуж-то выскочила тогда? Чтобы не быть одной? Как-то не вяжется с образом этакой независимой интеллектуалки-феминистки-бисексуалки, который она себе придумала).
Ричарду просто не повезло с жёнами: обе его не любили, следовательно, не смогли сделать счастливым. Вот он и искал утешения у виртуальной развратницы –Похотливой Кей. И даже встретился с ней в реальности (тоже, кстати, интересный персонаж, очередная попытка изобразить шлюху с золотым сердцем. Я не верю в реальность подобных женщин, но попытку засчитываю. Вполне живая и интересная на свой лад дамочка вышла).
Если бы жена проявляла к нему хоть немного внимания (а она даже не пыталась и его попыток вытащить её из послеродовой депрессии не заметила), он бы не дрочил на девицу в компе. И то, что он честно решил не мучить ни себя, ни Сару, и вообще собрался круто изменить свою жизнь – достойный мужской поступок. Уважаю. Решиться в зрелом возрасте кардинально поменять свою жизнь и принять себя со всеми своими причудами – поступок не мальчика, но мужа.

Вообще интересная коллизия: у Сары был хороший и вполне приличный мужчина, с которым у них могла бы быть семья, если бы она хоть немного постаралась. Раз он ей нравился, то всё это могло развиться в нечто большее.
А вот Тодду, в принципе, повезло с женой. Но он из-за своей инерции пошёл у неё на поводу и постепенно превратился в бабу на содержании (то что он там в американский футбол ударился играть, конечно, неплохо – хоть так пытался свой мужской потенциал реализовать. Но этого мало), совершенно не способную принимать решения, нести ответственность и так далее.
Вместе же Тодд и Сара - действительно маленькие дети, не готовые к трудностям совместной жизни.

И всё же посыл Перротты мне кажется очевидным: когда женщина слишком увлекается идеями феминизма и пытается играть роль главы семьи (как Кэти) или вообще плюёт на мужа, погружаясь в унылое г... из-за своей неудовлетворённости (как Сара), семьи рушатся. Надо работать над отношениями, а не просто работать. И именно женщинам. А деньги пусть зарабатывают мужчины. Потому что когда мужчина мается без определённого занятия, не сознаёт своей пользы, выходит чёрт знает что. На примере Тодда, Ларри и, с некоторыми оговорками, Ронни хорошо видно, к чему это приводит.

Ну и небольшой урок жёнам по ходу: держишь мужа на голодном пайке в плане секса, он поневоле будет смотреть налево, даже на дурнушек и шлюх. Какая бы красавица и секси не была, а без внимания и ласки мужик найдёт утешения у другой, которая будет восхищаться им и уже этим пробуждать желание, даже если это невзрачная серая мышка. Вроде бы прописные истины, а сколько женщин наступают на эти грабли! В хорошем жизненном романе лишний раз почитать про такое не грех. Полезно даже.
И да, я рада, что Перротта не перебарщивает со сценами секса, хотя Тодд и Сара большую часть романа трахаются, как кролики. Авторы-мужчины кошмарно описывают секс, сколько ни читала. Всё на уровне «сунул-вынул-побежал», просто голая физиология. Читать это и не особо приятно и неинтересно. Поэтому мне очень понравилось, что здесь секс описан лаконично и довольно сдержанно.

А вообще очень приятный роман, с хорошо прописанными характерами и внятным посылом. Несмотря на сдержанность в оценке поведения и поступков всех героев (в общем-то, оценок он и не даёт, предоставляя это право читателю), автор любит их. Понимает. Даже Ронни, который и вполовину не такой моральный урод, каким бы мог быть (думаю, соблазн у Перротты был, но он удержался), хотя его тут не обеляют так, как в фильме.
И конец такой... примиряющий. Даже Мэри-Энн, главная стерва и вообще откровенно неприятный персонаж, в конце вызывает некоторое сочувствие, потому что... короче, стервы тоже плачут.

Отдельное удовольствие – маленький гимн Материнской любви. Так и надо жить, как Мэй. Любить, прощать и защищать своего ребёнка от всего мира. Несмотря ни на что. Именно Мэй в конце концов примирила, пусть и на время, двух врагов.

Возьму Перротту на заметку. С удовольствием почитала бы ещё что-нибудь в его исполнении.