Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 апреля 2018 г. 23:40

1K

4.5 Эпоха Дюма

Флэшмоб 2018 5 из 16
Многочисленные романы, сборники рассказов, популярные исторические книги, путевые заметки, эссе, стихи… - что только не писал известный французский писатель Андре Моруа, хотя больше всего известность ему принёс именно жанр романизированных биографий. Именно благодаря им Моруа однажды проснулся знаменитым, именно о них в первую очередь вспоминает читатель, услышав имя А. Моруа.

Его биографии – нечто среднее между историческим романом и научной биографией – как раз то, чего обычно ожидает читатель: не настолько сухо и занудно, чтобы взяв книгу в руки – отчаянно бороться со сном, но и без безграничного полёта фантазий, заставляющего читателя задуматься насколько искренен остался с ним автор. Как и в большинстве романизированных биографий, во главе «Три Дюма» Моруа в первую очередь поставил время и человека. Не зря писатель так подробно останавливается на особенностях эпохи, так ярко и живо описывает мировоззрения её современников. Благодаря этому читатель имеет возможность полностью окунуться в тот мир, который окружал Дюма-отца, а затем и сына, ощутить нравы эпохи.

Уже приступая к написанию книги, Андре Моруа имеет перед собой образ своего будущего героя, его привычки, характер и отношения с окружающими – от венценосных особ до простой горничной – схема полностью проработана и устроена и это ощущается на самой книге. Может быть, поэтому она читается так легко и увлекательно. «Не слишком ли автор поторопился? Не идёт ли это во вред самой достоверности?», - может спросить читатель. Но дело в том, что автор уже хорошо знаком со своим героем, прочёл большинство из произведений Дюма, если ни все. Поэтому уже в самом начале у Моруа уже есть чётко сложившиеся впечатления. А им он придаёт в процессе работы над книгой немаловажную роль, как и любой действительно талантливый писатель. Поэтому в книге с удивительной органичностью художественный талант переплетается со скрупулёзностью дородливого исследователя.

Сколько книг о двух Дюма написано, сколько фактов известно (достоверный и откровенно анекдотичных), но А. Моруа умудряется использовать в своей книге обширный пласт материалов – в первую очередь личной переписки своего персонажа, которые доселе ещё не были известны. Это придаёт описываемым в ней событиям и реальным персонажам ещё больший налёт достоверности.

Герои Моруа не статичны. Как и реальным людям, им не чужды слабости и пороки: Дюма-отец – обожал женщин, не проходил мимо ни одной юбки, с лёгкостью завоёвывал женщин, имел внебрачного сына, легко заводил врагов, но и с такой же лёгкостью и детской ребячестью превращал их в своих друзей… Дюма-сын – имел довольно сложные отношения с отцом и его любовницами, во многом из-за выбранного Дюма-старшим образа жизни и противоположности характеров. Он так и не смог простить Александра за предательство матери, многочисленные приюты, в которых он прожил всё своё детство, горькие слёзы матери и нищету… Казалось, две абсолютно противоположные фигуры, связанные вместе плутовкой судьбой. Про всё это красочно описывает Андре Моруа, попутно подкрепляя сказанное выдержками из писем и цитатами переписок. При этом автор не увлекается банальным смакованием интриг, не превращает свой роман в своего рода мыльную оперу. Его «Три Дюма» - по-мужски сдержаны, но и ничего не таят. Сохраняя спокойный и беспристрастный, слегка иронический тон повествования Моруа наделяет своих героев целой гаммой страстей. Они ребячатся и гордятся, расстраиваются, но ненадолго, с лёгкостью (будто специально) попадают в расставленные амурные ловушки любвеобильных дам, выступают их протеже, терпят крах, проходят испытание дружбой (Александр Дюма-отец и Виктор Гюго), и нищетой, славой и забвением.

Немало места автор уделяет проблеме авторства романов Дюма – вопрос, на котором было сломано немало копий. А. Моруа не скрывает, что на Дюма работала целая гвардия соавторов, что свои сюжеты он не придумывал сам, но брал из старых книг (как например «Три мушкетёра»), выпытывал у собеседника, специально пригласив того на обед или вёл параллельную совместную работу с соавторами (например с Огюстом Маке всё с теми же «Тремя мушкетёрами»). Иногда это заканчивалось дуэлями, иногда нешуточными спорами и попытками соавторов доказать авторство в печати, на суде, или даже вовсе опорочить имя. Но в целом нельзя не согласиться с автором книги: это были бы совсем не те романы, если бы они не вышли из-под пера Дюма.

В целом: очень интересная и приятная книга, которая увлекает своим сюжетом, убеждением достоверности (хотя и не берусь судить, насколько книга соответствует реальности) и яркостью в описании фактов. Совсем не жалею потраченного времени. Книга, с которой, как мне кажется, должен ознакомиться каждый.

Прочитано в рамках Урока литературоведения, урок и Годового флэшмоба 2018 года