Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2018 г. 13:35

2K

3.5 О свободе и уважении

Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество.

Очень хорошая книга для первого знакомства с методикой Монтессори.

Сначала тебя завлекают умно написанным предисловием от издательства.
Умно написанным - в смысле, оно действительно делает методу хорошую рекламу и интригует читателя яркими фактами. Например, в биографии Монтессори делается упор на то, что её карьера началась с работы с умственно отсталыми детьми из бедных семей - и через четыре года её воспитанники на городском конкурсе начальных классов превзошли "нормальных" детей из "нормальных" школ. "Ух ты!" - думает читатель. Рассказывая о распространении её метода, автор вступления делает упор на том, что в СССР даже рассматривали вопрос о переводе всех дошкольных учреждений на эту систему, но в итоге вообще её запретили по причине идеологического несоответствия. "Как интересно!" - думает читатель. Читатель вроде меня, который морщится от слов "идеологическое несоответствие", да ещё и заколёбан сторонниками советских методов воспитания, подумает ещё: "Это говорит в пользу Монтессори!" Короче, читатель заинтригован и полон любопытства, а заодно уже имеет представление, о чём пойдёт речь.

Потом идут тексты самой Марии Монтессори (а не её интерпретаторов, а то таких вторичных пособий я много видела). Основные тезисы:
- В ребёнка природой заложена тяга к развитию, причём скорость и порядок развития уже определены. Монтессори, наверное, не понравился бы термин "раннее развитие", она была за развитие вовремя, причём когда это - "вовремя" - определяет сам ребёнок, и сам выбирает себе занятие, взрослый же должен наблюдать, подмечать готовность к переходу на новый уровень и подготавливать правильную окружающую среду.
- Взрослый вообще не должен обучать ребёнка, его задача: создание "развивающей" среды, наблюдение и пресечение деструктивного поведения. Можно показать ребёнку, как работать с дидактическим материалом, как пользоваться тем или иным предметом - и дать ему возможность дальше трудиться самостоятельно и когда захочется.
- Ребёнку полезно находиться в разновозрастном коллективе, так как младшие и старшие дети оказывают друг на друга взаимное влияние и помогают развитию друг друга.
- Разум ребёнка функционирует не так, как у взрослого, и обучение в раннем возрасте происходит совершенно иным путём. Мы трудимся, заучиваем, повторяем, рисуем схемы и анализируем - ребёнок впитывает информацию, каким-то образом минуя всю эту тягомотину. Монтессори называет разум младенца "абсорбирующим", впитывающим знания без привлечения сознания.
- Дисциплина и стремление к порядку возникают у ребёнка сами собой, без давления взрослых, если дать ему свободу. Свобода порождает вседозволенность в тех случаях, когда прежде на ребёнка постоянно давили и упорно заменяли внутреннюю мотивацию внешней.

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

- Монтессори в принципе против замены внутренней мотивации на внешнюю. Никаких наград, никаких наказаний. Лучшая награда для ребёнка - удовольствие от деятельности и от собственного развития. Начни ставить ему "пятёрки", и радость обучения сменится унылой погоней за оценками.
- Мало что может быть хуже для ребёнка, чем ограничение его двигательной деятельности. "Не бегай", "не прыгай", "не трогай", "не ходи туда", "не лезь на дерево". Развитие разума маленького человека тесно связано с движением, руки и ноги как бы тянут за собой голову.

Задача воспитателя - следить, чтобы ребенок не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Это потому, что наша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания.

- Очень важно как можно раньше приучать ребёнка к самостоятельности, позволять ему самому одеваться, умываться, есть ложкой и что там ещё обычно делают за малышей родители.

Дальше...

В целом мне нравится методика Монтессори. Она построена на вере в детей и в человечество, на вере в то, что путь развития и самосовершенствования - самый естественный для всех нас. Она построена на любви к детям и на понимании их потребностей. Она смело возражает обществу, требующему, чтобы дети в первую очередь были удобными. Но - парадоксально - эта методика выглядит как раз таки очень удобной, так как освобождает родителя и воспитателя от необходимости с утра до вечера нудить, играть в "развивашки" и "занимать ребёнка полезной деятельностью", а ребёнок при этом хорошо развивается, быстро становится самостоятельным и по собственному желанию убирается у себя в комнате (во всяком случае, так обещано!).

Но есть и некоторые вопросы. Во-первых, конечно, хочется посмотреть своими глазами, как это работает. Подробностей, конкретики маловато. Во-вторых, мне как родителю непонятно, могу ли я вообще использовать этот метод, который был создан для детских учреждений. Вот я читаю о том, как функционирует разум ребёнка, и вроде бы понятно, да - но мне что конкретно с этим делать? Вот прямо у себя дома как создать развивающую среду? В общем, мне бы ко всей этой теории хоть немножко практики.

Видимо, создатели сборника тоже так подумали, потому что после текстов Монтессори разместили несколько статей современных авторов, использующих этот метод, и вот там уже конкретика. Очень интересная статья о сензитивных периодах развития человека, от рождения до 18 лет, и оттуда уже можно выловить кое-что не только для воспитателей, но и для родителей. Тоже очень полезная статья с описанием Монтессори-материалов, не всех, конечно, но это уже что-то. Несколько сумбурная статья о физических упражнениях ("работа на линии"), там уже, кстати, совмещают школу Монтессори с другими авторами.

В целом: я бы для своего ребёнка присмотрела Монтессори-садик, пожалуй. Только надо очень внимательно "присматривать", чтобы не нарваться на вольные интерпретации, от которых, может быть, больше вреда, чем пользы. Ну и надо будет ещё поискать современные исследования, посвящённые этой методике.

Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования. Он появляется каждое утро, как бы говоря: «Посмотрите, это другая жизнь. Вы можете жить лучше, чем вы живете».

Комментарии


Если ты прочитаешь вслух коту все эти книги о развитии, он как минимум научится считать.


В смысле, научится? Он уже умеет.


точно подмечено - название монтессори-сад не означает, что там работают по её методике, а какая-нибудь Елена Геннадьевна интуитивно по этой системе в садике в своей группе так живёт всю жизнь.


Да. Это основная сложность)