Больше рецензий

ilarria

Эксперт

допотопный книжный червь вымирающей породы

30 марта 2018 г. 23:11

4K

4

"Утиная охота" - это не ружья, гончая и убитые утки в ее пасти. "Утиная охота" это даже не подвыпившие охотники в костюмах цвета хаки, еле шагающие от усталости с пучком убитых лесных птиц. "Утиная охота" это "мы поднимемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман — мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет… И уток ты увидишь. Обязательно. Конечно, стрелок я неважный, но разве в этом дело?.. На охоту я не взял бы с собой ни одну женщину. Только тебя… И знаешь почему?.. Потому что я тебя люблю…"
Слова принадлежат главному действующему в пьесе крайне неприятному лицу, цинику, легкомысленному.
Но и у него есть душа, пусть загнанная им, пусть по-своему страдающая, загнанная, опустошенная, метущаяся.
"сам виноват, я знаю. Я сам довел тебя до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца?.. Да, да, у меня нет ничего — только ты, сегодня я это понял, ты слышишь? Что у меня есть, кроме тебя?.. Друзья? Нет у меня никаких друзей… Женщины?.. Да, они были, но зачем? Они мне не нужны, поверь мне… А что еще? Работа моя, что ли! Боже мой! Да пойми ты меня, разве можно все это принимать близко к сердцу! Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне! Без тебя мне крышка… Уедем куда-нибудь! Начнем сначала, уж не такие мы старые…"
Каждый год он жаждет заветного дня, он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все прояснится.

Лично мне чего-то не хватило в пьесе-исповеди (атмосфера того периода, эпохи духовного застоя,словно оставляет её актуальность там, в 70-х гг.). Или во время чтения я не смогла её правильно "проиграть" так как нужно. По возможности посмотрю ее постановку.

Комментарии


Если мне память не изменяет, в постановке главную роль играл Олег Даль. И Вы знаете, это - лучший выбор постановщика. Если Вам будет интересно, я могу поделиться какими-то фактами и соображениями. Но сейчас чуть-чуть о пьесе.
Мне кажется, что "Утиная охота" - это "Три сестры" 20 века. И там и там - жизненный тупик, исчерпанность того, что называется модус вивенди. Исчерпанность. Наверное, потому, что где-то был пропущен какой-то поворот. Не суть. Трагедия и там и там - в ложном источнике выхода из этого тупика, на мой взгляд. Это - некое внешнее событие, которое как бы должно что-то радикально поправить. Конечно, это - утопия и ложное спасение. Не будет никакого спасения.

Герой так говорит своей женщине, да, потрясающие слова любви. Но не оставляет тебя ощущение какой-то вынужденности этих слов, произнес бы он их в другой жизненной ситуации, когда всё не плелось или вообще не двигалось, а просто летело?

Нет, не думаю, что "атмосфера застоя", те самые 70-е, были такими безатмосферными, бездушными и бездуховными. Думаете, сегодня, не в эпоху застоя, что-то изменилось? думаете, сегодня жить лучше? Легче проявить себя? К огромному сожалению, не легче. Поверьте мне, хотя я не принадлежу художественной элите. Никогда среда не благоприятствует новаторству, новизне, смелому чувству, никогда. Так устроена жизнь. Вспомните, например, "Грозу". Чем встретила окружающая Катерину среда её чувство?

К счастью, Юль, мир остается недоброжелательным к человеку, во все времена. И слава Богу. Только сопротивление и порождает свободу - мысли, поступка и выражения себя. Как-то так, я думаю.


Если мне память не изменяет, в постановке главную роль играл Олег Даль. И Вы знаете, это - лучший выбор постановщика. Если Вам будет интересно, я могу поделиться какими-то фактами и соображениями.

Александр, Вы имеете в виду фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем или какую-то театральную постановку? И поделитесь, пожалуйста, фактами-соображениями, если можно. Это интересно.

Мне кажется, что "Утиная охота" - это "Три сестры" 20 века. И там и там - жизненный тупик, исчерпанность того, что называется модус вивенди. Исчерпанность. Наверное, потому, что где-то был пропущен какой-то поворот. Не суть. Трагедия и там и там - в ложном источнике выхода из этого тупика, на мой взгляд. Это - некое внешнее событие, которое как бы должно что-то радикально поправить. Конечно, это - утопия и ложное спасение. Не будет никакого спасения.

Эти Ваши мысли мне так понятны и близки, что они тут же автоматически становятся и моими. Разделяю полностью. И забираю себе на вооружение, если не возражаете.

Только сопротивление и порождает свободу - мысли, поступка и выражения себя.

А это Вы о чём или о ком? Возможно, о Катерине? Ведь Зилов – абсолютно ненадёжный, безответственный, непредсказуемый и циничный человек, что как-то не очень вяжется со свободой, предполагающей ответственность. Вот вседозволенность и распущенность – это да, близки они ему, но от свободы-то он очень далёк, как мне кажется. Идти и идти ему ещё до неё по пути к истине, а пока он только блуждает в потёмках по небезопасным болотам в поисках уток и смыслов.


Наверное, больше я имел в виду фильм, помню и постановку, но смутно. Вот прошло время, и я уже и забыл какие факты и соображения был готов предоставить, честно. Наверное, эффект выговоренности.

Относительно Зилова-Даля. Позвольте небольшую историю?
Было это лет 20 назад на Ваганьковском кладбище. Мы с приятелем прогуливались там в один из майских праздников. Людей было совсем-совсем немного. На одной из могил работала женщина. Да, это была могила Даля, а убирала её его поклонница. Наверное, больше некому. Мы разговорились. Олег Даль всю жизнь в общем завидовал Высоцкому. Кто же ему в те годы не завидовал? Они ведь практически - ровесники. Так ведь устроено, что кто не первый - тот, ну, какой-то там под каким-то номером. Массовка. По большому счету. Скорее всего, и пил он по этой же причине. Скорее всего...

Скорее всего так органичен Даль в роли Зилова, как будто для него роль и написана, именно по этой причине: потерянность на фоне очень яркого "соперника" в самом главном - в профессиональной деятельности. В коли так, то и в 30 лет будешь стариком, потому что такой "соперник" - это ведь навсегда. А амбиции у Даля были здоровыми - быть первым.

Понимаю, что обсуждаем не книгу, получается, а уже личность, как бы сузили предмет обсуждения. Но сейчас, по прожитию большого количества лет "от просмотра"... кризисы идентичности - мы знаем. что они не просто существуют, они - реальность. Мы не знали как они называются, в те времена не знали, сегодня - знаем. Думаю, что это относится и к Александру Ампилову тоже. Наш взгляд был тогда бедным из-за незнания, невежества, прогрессивная подпольно-кухонная интеллигенция всё списывала на тоталитарный режим, а оказалось - всё иначе.

Вот, Людмила, как-то так.


Спасибо, Александр!
Во многом согласна. Но. В пьесе я не увидела сопротивления и желания освободиться.
И да, убеждена, сегодня гораздо больше возможности проявить себя (если это необходимо). И жить легче, намного, интереснее. Духовную пустоту заполнила свобода вероисповедания.


Юлия, на днях я прочитала «Утиную охоту». А раньше только видела по ней фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем. И с удивлением обнаружила, что Зилову, оказывается, было всего около 30 лет, а его жене и того меньше – 26. По-моему, они как-то постарше выглядят в фильме. Забавно звучит обращение 30-летнего мужа к 26-летней жене: «Начнем сначала, уж не такие мы старые…». А его отношение к родителям – это, конечно, совсем уже за гранью. Жена поставила Зилову хороший диагноз: «У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца...». И нигде у него ничего не складывается, кругом одни досадные промахи: в жизни он упускает возможности быть рядом с любящими его людьми, а на долгожданной охоте – уток. Но мне кажется, что пьеса и сам герой не привязаны к какому-то конкретному времени, они актуальны всегда, ведь подобные Зилову люди были, есть и будут. Достаточно вспомнить Чехова. Как же много у него таких равнодушных, безответственных и преждевременно утомлённых бессмысленностью жизни персонажей, которые, кстати, порой и за ружьё тоже хватались при удобном случае (особенно в пьесах).