Больше рецензий

12 марта 2018 г. 05:59

1K

5 Детский писатель — это звучит гордо

В эссе «Немного о себе» Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1995) писал: «Я — детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. <…> В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства. <…> Мне кажется, что в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. <…> А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства». В 1983 году у писателя вышел сборник, который так и назывался — «Неприкосновенный запас».
Читая Юрия Яковлева чувствуешь, что он свой неприкосновенный запас сумел пронести через всю жизнь и щедро делился им со своими читателями. Правдивые, пронзительные, полные глубочайшего психологизма, и в то же время насквозь просвечивающие волшебством красоты, его строки будоражат воображение и трогают до глубины души.
«В нашем дворе всегда пахло яблоками. И летом, и осенью, и когда выпадал снег.
Свежий, бодрящий аромат встречал уже у ворот. И обыкновенный серый, мощенный булыжниками двор от этого запаха становился торжественным и таинственным. Яблочный дух вырывался из низких подвальных окон и возносился до пятого этажа. Яблоками в нашем дворе пахло все, даже ветер, закручивавший водоворотик пыли. Даже снег».
«Звезд не было видно, и казалось, что в темноте небо опустилось и прилегло на землю.
Селюжёнок чувствовал на щеке влажное прикосновение неба и его ознобный холодок. Он вздохнул поглубже и весь наполнился свежестью. Это потому, что он дышал небом».
Разве это не поэзия?
Яковлев был поэтом, был ребенком и был очень талантливым писателем. Все его произведения — это просто настоящая Литература. И по большому счету они — для всех. Для людей любого возраста, способных мыслить и чувствовать. Однако все же в этот сборник вошли рассказы немного более «взрослые», затрагивающие не только душевный мир и переживания формирующейся личности, но и нравственные и философские проблемы.
Пересказывать тут сюжеты, безусловно, нет ни малейшего смысла, но на двух вещах все же хотелось бы остановиться. «Ляля Пуля» — история любви немого мальчика к соседке по двору, юной балерине Симе — изящной и «нездешней». История полная драматизма, напряженная, волнующая душу, но кроме того, рассказ интересен тем, что очень редко издавался прежде. Возможно, в советское время его не приветствовали, поскольку отец девочки был арестован по навету. Сима осталась совсем одна и только преданность верного рыцаря осталась неизменной.
«Ляля Пуля поднялся на третий этаж и решительно позвонил в двери Симиной квартиры. Она открыла дверь и была удивлена, увидев на площадке Лялю Пулю.
— Ляля Пуля? Здравствуй! Ты не боишься меня? Меня теперь все боятся.
«Пойдем со мной!» — глазами сказал Ляля Пуля и протянул ей руку».

Второй рассказ, о котором нельзя не сказать, это «Разбуженный соловьями». Вредный, нескладный, не слишком умный, постоянно совершающий мелкие пакости «маленький колючий человек» Селюжёнок, способный вывести из себя даже самого мягкого и уравновешенного педагога, однажды ночью был разбужен пением соловья. Яковлев с мастерством подлинного художника описывает пробуждение и преображение маленького безобразника, то, как волшебная красота летней ночи задела потайные струны его души, до которых не могли достучаться взрослые, как перевернулась после этого его жизнь.

А в целом, все рассказы в этой книге глубоки, мудры и несут в себе свет неприкосновенного запаса детства, столь необходимого человеку.