Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2018 г. 16:56

607

2

Называйся книга по-другому, например «Клара и мистер Льюис», я бы прошла мимо. Мало ли что там за очередной любовный роман написали. Но взгляд зацепился за фамилию «Тиффани», и стало любопытно: а не тот ли это Тиффани, который делал красивые лампы? Похоже, тот. Но что за женщина Клара Дрисколл? Я не слышала о такой. Ее придумала писательница или она на самом деле существовала?

По идее, если Тиффани реальный человек, тогда и Клара должна быть реальной. Но писательница вполне могла и выдумать ее. Очень удобно для сюжета, если это любовный роман. Женщина тоже занимается искусством и на этой почве сходится с главгероем. Я ничего не знала о жизни Тиффани, поэтому допускала такую возможность. С одной стороны, хотелось прочитать о женщине, работающей художницей по стеклу. С другой стороны, если все сведется к отношениям с Тиффани, то стоит ли тратить время?

Я полезла искать информацию о Кларе Дрисколл. И тут открылся удивительный факт: она не только существовала в реальности, она еще и придумала дизайн этих знаменитых ламп! Она же и работала над воплощением своих идей в жизнь вместе с другими женщинами в компании, принадлежащей Тиффани. Под руководством Клары Дрисколл и по ее эскизам женщины создали множество уникальных ламп. Ее бригаду все звали «девочки Тиффани». Типично и узнаваемо. Если бы дело происходило сейчас, то их назвали бы так же. А еще к ним пришли бы журналисты и задали вопросы: «а как вам удается проработать весь день вместе и не поссориться?» или «а муж вам разрешает работать со стеклом?». Утешает, что в наше время Тиффани не удалось бы выдать чужой труд за свой.

Знаменитые на весь мир лампы, за которые Льюис Тиффани получил награду и признание, оказались творением Клары Дрисколл. А узнали об этом только в 2007 году, когда нашли ее письма. Сьюзан Вриланд отметила, что если бы не тогдашняя привычка людей писать пространные письма, то, может быть, правда так и не раскрылась бы. Это событие послужило Вриланд толчком к созданию романа «Клара и мистер Тиффани». Неплохо было бы обозначить эти важные факты в аннотации.

Я с интересом стала читать роман, предвкушая что-то похожее на «Стеклодувку» Петры Дурст-Беннинг. Сильную личность, борьбу за себя и творчество, подробности работы со стеклом. Но, увы, ничего похожего я здесь не нашла. Книга невыносимо занудная с множеством ненужных сцен, относящихся к жанру любовного романа, и лишь с крупинками важного и увлекательного – того, чего я и ожидала найти.

Тема хорошая, но попала в руки той, что предпочла сделать из нее любовный роман, а характер героини так исковеркать, что он просто не сочетался с биографическими сведениями о настоящей Кларе. Все время ощущаешь двойственность героини. Вот тут она Клара придуманная, а вот тут уже частички Клары настоящей. Желание писательницы поженить Клару с Тиффани бросается в глаза. Если бы не исторические факты, то она бы так и сделала. Но и без этого в книге достаточно идолопоклонничества в адрес Тиффани от Клары. «Ой, он теперь с другими будет обсуждать эскизы, а должен был со мной», «у нас невидимая связь, гораздо круче любовной, мы оба влюблены в искусство», «ах, бедняжка Льюис, он так страдает».

Все это только коробит, особенно если знать, что этот Тиффани воспользовался ее разработками для раскручивания бизнеса и популяризации компании. Он вышвырнул ее из компании, как только она вышла замуж, потому что у него был пунктик насчет замужних женщин. Он не встал на ее сторону, когда мужики работники забастовали из-за витражей. Судя по этому роману, Льюис Тиффани был отвратительным человеком, а Клара была восторженной дурочкой, которая мечтала выйти замуж и иногда создавать изделия из стекла.

Если бы не реальная основа истории, я бы, наверное, не выдержала и бросила читать. Иногда надо понимать, что можно укладывать в определенный жанр, а что туда совсем никак не уложится. Вриланд этого не понимает и только испортила все.

Частички творчества Клары и девушек (то, как они создавали изделия, технология подбора стекла, разные идеи, ошибки и победы) скудно описаны, их явно должно быть больше. Зато полно сцен в пансионе, где живет Клара. Как там компашка общается, какие у них отношения, какие проблемы у каждого из них по отдельности. Они совсем не вяжутся с повседневной жизнью Клары и ее работой. Существуют как бы сами по себе. Вообще не понимаю, зачем было так подробно на них останавливаться. Только скуки в повествование добавляют.

Книга посредственная и мне не понравилась, но я рада, что она мне попалась на глаза. Теперь я знаю о Кларе Дрисколл. За это готова набросить один балл.