Больше рецензий

28 февраля 2018 г. 09:25

563

4

февраль под музыку вивальди
как сонный час в саду прошел
хотел я в сад пойти сегодня
но на работе не поймут


Вы когда-нибудь читали книгу про музыку? Большая часть книги посвящена именно музыке, в том или ином проявлении. Это и песни на улицах, песни гондольеров, и религиозные праздники, и церковные службы, приюты, в которых обучали музыке, и приемы в посольстве, и знаменитая опера, и куча людей, посвятивших себя музыке.
Венеция подарила миру одного из широко известных композиторов, а именно Антонио Вивальди. Про Антонио я слышал только его имя и его "Времена года". В книге мне еще рассказали немного про его жизнь, про его характер и его внешность. Он был рыжим! Я понимаю, что здесь ничего удивительного, но себе я его по-другому представлял. И называли его Рыжий Поп, это тоже для меня интересный факт. Видимо рыжих все-таки было не так много, раз на этом так заострилось внимание. Скорее всего темноволосых или черноволосых попов там было визибл-инвизбл, а рыжий только один.
Антонио Вивальди кроме "Времен года" написал еще целую гору музыкальных произведений. Когда дело касалось музыки, то Антонио не хуже фордовского конвейера выдавал новые концерты. Что, впрочем, вызывало некоторые возмущения. Дело в том, что произведения имели одинаковую структуру и не редко были похоже друг на друга. В любом случае, Вивальди принес новое в музыку, его концерты были очень популярны, а другие композиторы изучали его произведения, с целью перенять это "новое". Все кто не слушал "Времена года", бросайте читать и бегите слушать.
Чем можно еще поделиться про Антонио? Для себя я отметил, что этот рыжий был хитрющий, как лис. Когда дело касалось его как священнослужителя, Антонио часто ссылался на свою астму, и, впоследствии, совсем отказался от этой должности. Но когда речь заходила о музыке, то он был неутомим. Особенно яростно он проявлял себя, когда выторговывал плату за концерт, в тот момент астма магическим образом отступала и не беспокоила хозяина. Или вот еще, Вивальди не стал издавать свои произведения у себя в стране, а посылал ноты прямо в Нидерланды. Причина очень простая, итальянские издательства не могли конкурировать на тот момент с голландскими. Таким образом, Антонио очень сильно ускорил распространение своих произведений по миру.
Теперь перейдем к Венеции. В книге, конечно, много всего про этот замечательный город, и про оспедале (приюты, в которых обучали музыке), и про оперу, и про венецианский карнавал, и про обычаи. Много чего я уже через пару недель не вспомню. Но кое-что интересное (или забавное) укоренилось у меня в голове, как иголки у Страшилы из Изумрудного города.
Начну с гондольеров. Прекрасные ребята. Если вы на свидании с девушкой, гондольера можно было попросить исполнить какую-нибудь романтическую песню. А если не попросить, он сам споет. Если верить тексту, в Венеции почти все пели не прекращая. Больше всего мне понравилось то, что в сообществе гондольеров было неписаное правило: "Все, что произошло в Вегасе Венеции, остается в Венеции". Гондольер не должен был распространяться о том, что произошло у него в гондоле. А если он нарушал свое молчание, то сами же братья по оружию паковали его и отправляли на свидание с Посейдоном.
На самом деле, по части доносов Венеция может посоревноваться с кем угодно. Всеобщей слежке Оруэлл позавидовал бы. В связи с таким контролем, очень интересным выглядит процесс выборов членов совета. Если примерно, то берется мальчик из народа, который выбирает сорок человек из кандидатов, те выбирают десять других, те выбирают двадцать одного человека, те выбирают еще сколько-то, и так через несколько итераций выбирается десять человек в совет. Всех не подкупишь, да и итоговый набор предсказать очень сложно. Интересный вариант.
В Венеции была куча праздников и событий, которые вместе с праздничным настроением могли длиться по полгода. Во время этого "венецианского карнавала" люди носили маски, за которыми скрывали низкое происхождение ровно как и высокое. О какой-то верности супругу (супруге) вообще не было речи (разве что в первый год замужества), венецианцы подобным не заморачивались. Под маской можно было ходить куда угодно и с кем угодно. Так себе нравы.
Во время праздника могли пройти древнерусские кулачные бои. Мне кажется, что подобная забава была у всех народов. Две группы противоборствующих венецианцев встречались на мосту, а остаться должны были только представители одной. Тут все понятно, но есть венецианское дополнение в виде местных жителей, которые кидали все, что плохо лежит в бойцов. Не редко после подобных баталий недосчитывались каких-нибудь Васю и Петю, в их случае Луиджи и Джузеппе, но общую массу народа это не волновало.
Еще меня удивила их смена дня. Напоминаю, это 17-18 века. У нас полночь и смена дня происходит в 00:00, а у них с закатом Солнца. То есть три часа после полуночи зимой и летом - это разное время. И самое интересное, что не они одни были такими упоротыми.
У меня сложилось впечатление, что в Венеции музыка были главнее, чем религия. К красоте это тоже относится в какой-то мере. В монастыри ходили, чтобы послушать прекрасную музыку и изумительные голоса хора. На подобных службах люди встречались, чтобы пообщаться, а некоторые целенаправленно шли, чтобы найти пару на вечер. Это не все, там даже балы проводили, правда монахиням разрешалось только смотреть. К слову о красоте, как по вашему должны были выглядеть монахини? Я сказал бы, что с ног до головы одетые в черное. После такого ответа, мне у виска покрутили бы пальцем. Они носили белые платья, плечи и шея могли быть открытыми. Даже вырезы на груди могли быть. Венеция - такая Венеция.
Много чего в этой книге. Есть притягивающее и отталкивающие, нудное и забавное, странное и интересное.

Рецензия написана в рамках игры Долгая прогулка 2018