Больше рецензий

20 февраля 2018 г. 20:20

695

5 НЕБОСКРЁБ

Здесь кончается море и начинается земля.
И вот с такой, на первый и, очевидно, беглый взгляд, простой, но в то же время живописной фразы, зарождается путешествие Рикардо Рейса, вернувшегося из далёкой Бразилии, в родную Португалию, а именно: в город Лиссабон, он же Лижбоа, Лизбн, Лисбон.
«Хайленд Бригэйд», английский пароход, доставляет ключевого персонажа на берег, на знакомую ему территорию, которая за время его отсутствия, а это, напомним, долгие шестнадцать лет, вероятно поменялась как внешне, изменив архитектурой новых строений улицы, так и внутренне, трансформировав прошлые религиозные и политические воззрения в нечто иное, незнакомое. Добросовестные носильщики несут багаж до такси, в надежде получить за свою работу чуть больше монет, чем полагается, а водитель автомобиля получает заказ от сошедшего с корабля господина отправиться в гостиницу, расположившуюся недалеко от реки, вот такая его прихоть. И по пути, сидя в машине, Рикардо Рейс про себя отмечает, что улицы вокруг какими были, такими и остались, разве что деревья выросли, ну так оно и понятно: шестнадцать лет, с позиции человеческой жизни, немалый временной период, хоть и не замечаешь, как эти годы проносятся мимо.
Отель «Браганса». Вот такое название носит на своих плечах новое пристанище нашего героя. Здесь он встретит и учтивого управляющего Сальвадора, который радостно улыбаясь и шевеля своими усами, покажет гостю будущий номер; и трудолюбивого коридорного Пименту, всегда готового оказать услугу новому жильцу; и тихую невзрачную Лидию, уборщицу, у которой проснутся чувства к Рикардо; и чуткую скромную Марсенду, в которую Рейс влюбится сам и будет в дальнейшем с нетерпением ждать очередных встреч.
Но самое главное, разумеется, заключается в другом, а именно - в беседах, в метафизических диалогах со своим Создателем Фернандо Пессоа, пребывающем в мире ином и изредка наведывающимся в уютный номер отеля к своему созданию Рикардо Рейсу, который, кстати, за всё время после прибытия не сможет начать читать роман Герберта Куэйна «The God of the labyrinth», и каков же сюжет у этой литературы, какова фабула и идея, так и останется тайной.

Жозе Сарамаго, скорее всего, стал более известным, благодаря своему произведению «Слепота», которое было экранизировано режиссёром Фернанду Мейреллишем в 2008 году. Фильм показался нудным и пресным, а вот книга запала в душу. Хотя, возможно, широкая слава пришла и в более раннее время, к примеру, после выхода «Евангелие от Иисуса», за которое португальский автор получил Нобелевскую премию. Короче говоря, неважно когда большинство узнало о Сарамаго, важно то, что он оставил после себя в этом мире. А оставил он потрясающие, рассказанные невероятно красочными сложноподчинёнными предложениями, романы, которые отрешают читателя от реальности и погружают в свою вселенную, порой фантастическую, но никак не скучную.
Не спорю, к Сарамаго нужно быть подготовленным, а иначе могут возникнуть недобрые мысли, типа «и вот так будет написана вся книга?», «где диалоги?», «пятьсот страниц нескончаемого монолога???»
Диалоги присутствуют и они потрясающие. К слову, очень позабавила сцена разговора в службе государственной безопасности: «...давайте вы будете отвечать на вопросы и всё у нас будет хорошо. Хорошо». Да и с приходом злосчастной повестки, возникло ощущение тревоги, будто повестку прислали тебе прямо домой, и желание узнать почему, зачем и что ожидает нас впереди росло с каждой страницей.
Любовные линии, связанные с Лидией, покорной женщиной, Марсендой, страдающей физическим недугом, идеально вписываются в общее повествование, создавая атмосферу романтики, разбавляя серое существование Рейса красочной авантажной декорацией. Как и регулярные встречи с Фернандо Пессоа, этакое общение с призраком, добавляющее налёт мистики. Очень интригует.
Что ещё? Да многое. Чтение газет по вечерам; обеды в гостинице и косые взгляды её персонала; щепотка лицемерия со стороны Сальвадора; сотрудник ПВДЕ, пахнущий луком; стихи Рикардо Рейса, так и оставшиеся в столе; посещение могилы своего Создателя; книга Герберта Куэйна «Бог лабиринта», гетеронима Хорхе Борхеса...
Жозе Сарамаго неповторим. «Год смерти Рикардо Рейса» - это плотный, наполненный сталью и железобетонном, небоскрёб. Каждый элемент изящен, каждое слово точно в цель. Не пугайтесь своеобразного стиля этого гения. Просто представьте: автор садится напротив Вас и начинает излагать историю. Наслаждайтесь.
Великолепная книга!