Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

4 февраля 2018 г. 00:07

1K

От кого-то я недавно слышал, что Булгаков вдохновлялся этим рассказом (или повестью), сочиняя Воланда. Только поэтому и решил ознакомиться.

Да, кое-что общее есть: непонятный могущественный мистический персонаж, намёки на сеанс чёрной магии и французский магазин, нищий Мастер с верной Маргаритой, которую зовут здесь Лизой.
В остальном же никакого сравнения. История мелкая какая-то, всё крутится вокруг жратвы и золотых пиастров. Изложение нелогичное и суетливое. Стиль не идёт ни в какое сравнение с коваными Булгаковскими строками. Мастер, неизвестно что создавший. Вместо Воланда какой-то жулик, непонятно зачем к нам явившийся и непонятно куда в конце сгинувший. А главное: идей вообще никаких.

Любителям МиМ ознакомиться с этим надо хотя бы для полноты картины и для того, чтобы ещё раз прочувствовать масштаб Булгаковского романа. Это приблизительно как сравнить "Ромео и Джульетту" Луиджи да Порто или "Венецианского мавра" Джиральди Чинтио с версиями Шекспира.

Сказать, что понравилось не могу, высокой оценки эта ерунда явно не заслуживает.
Низкую оценку ставить неудобно: бог его знает, а вдруг в самом деле Булгаков этим вдохновлялся?
Пребываю в замешательстве и оставляю этот опус совсем без оценки.

Комментарии


Верю, что мог вдохновить, не читав. Стоя задом к православию, Булгаков как раз обратился тому, кто полностью ему соответствовал. У Грина даже литературные приемы теже самые - страдалец, женщина, неадекватные обвинения предприимчивых людей. Ему не повезло - не подарили при жизни скатерть-самобранку и по воде скакать не сподобился.


Совпадения наводят на мысль, что всё же читал. Хотя, может быть, какие-то идеи были тогда просто широко распространёнными? Бог его знает.
Не помню, откуда мне стало заранее известно об этих параллелях, а то обязательно сослался бы на источник.


Да источник и не обязателен. И так все видно. У нас очень любят писателей, которые по натуре евангелисты. Они могут не плакать на похоронах матери, потому что все уже представили - как они плачут. Плач вообще в их стиле. Булгаков же другой. Не просто другой, а абсолютно другой


История, которую рассказал Грин, мне напоминает не евангельскую. Скорее это история Ивана-дурака. То ему лещ неизвестно откуда свалился, то пиастры неизвестно за что. Пустая история. Про Ивана-дурака более содержательная.


Все верно. У Ивана тот же принцип мировосприятия. Духовность или еще она называется "боюсь денег". Терплю притеснения от других. Верю в дурацкое чудо. Все менталитетные признаки налицо.


Я сейчас подумал: вероятно в 20-е годы-то многие в дурацкое чудо ещё верили: всё отняли-поделили, теперь вот-вот всеобщее счастье наступит. Пиастры со всех сторон повалятся.
Даже сегодня эти мысли всё ещё живы кое-где.


Это на в литературе демонстрируют рьяный энтузиазм любого времени. Оно входит в пропаганду. И мы были молоды, тоже верили в санта-клауса. Никакой по сути разницы - 20-е годы или еще какие. Уровень пропаганды иногда снижался, это было. Послабления иногда тоже были, связанные со сменой власти или войной. А по сути в этой стране никогда ничего не менялось. Здесь садомазохистам типа Грина хорошо


Ну нет, разница, конечно, была. Такие имена, как Татлин, Эль Лисицкий, Родченко, Малевич и ещё целая куча появились именно тогда, на волне настоящего энтузиазма. Никогда ни до, ни после ничего подобного не было. За каждого из них сегодня на международных аукционах дают больше, чем за всех остальных, до и после бывших, вместе взятых.
Это время особенное было. Действительно, очень скоро всю эту движуху задавила пропаганда, но в 90-е пропаганды не было, а что-то ни нового Кандинского, ни Михаила Ларионова не видать.
Сейчас, ясное дело, атмосфера напоминает 30-е годы, так что ждать нечего. Но 20 лет назад кто мешал? Мешало отсутствие энтузиазма. И дурацкой веры 20-х годов.
В конечном счёте мешала, я полагаю, навязчивая дума о пиастрах :)))


Да, в 90-е появилась куча богатых людей и это другая форма изменений. Культурный всплеск 20-х отобразил царское еще время. А 90е - годы застоя)) "кто мешал 20 лет назад" что? все прекрасным образом изменилось. И новые изменения еще не скоро


В годы застоя были хотя бы Анатолий Зверев, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин. Не Татлины, конечно, но всё же. А после того одни Митьки.
Нет, дело всё-таки в личных устремлениях людей. Думаем о звёздах -- есть результаты. Думаем о пиастрах -- нет ни хера.
Те и при царе думали и изобретали. Эти хоть до головной боли изнапрягаются -- получится только акула в формалине :)))


Сам застой здесь не относится ко времени изменений. И в 30-е годы были Булгаков, Платонов, Зощенко. Когда вообще никого быть не должно было. Культурный всплеск - результат всплеска этих самых пиастров. Хотя и начинается все с кабаре.
После 90-х, уже в начале этого века были все возможности - количество фильмов и писателей выросло в сотни раз. Только количество в качество не переросло


Гм, неужто все так ужасно с рассказом Грина? Помню, в детстве он мне очень даже нравился. По воспоминаниям - волшебная, романтичная сказка, в духе Гофмана, что ли. Перечитать, что ли. Но теперь аж боюсь разочароваться. :


Если это в духе Гофмана, придётся мне обойтись без Гофмана :)))
На вкус и на цвет товарищей нет. Мне романтичная сказка не понравилась.


Перечитал сейчас с удовольствием. На Гофмана - есть небольшое сходство, но очень отдаленное. Пожалуй - и с Одоевцевым есть параллели. Но больше всего все же сходства с Булгаковым - не по настроению, а чисто сюжетно.
Никаких особых мечт о мешке пиастров не заметил и уж тем-более - нет никаких отсылок к "отнять и поделить". В основном - воспоминания о голоде и морозах 21-го года. Известная тема - она через многих переживших из того поколения прошла. И у Марины Цветаевой это есть, и у ее сестры Анастасии, и у Толстого, и у многих-многих других. У самого Грина то время так подробно всплывает еще в повести "Крысолов".


Ё! Мне тут и сказать нечего. Ничего из упомянутого вами я, кажется, не читал... Я могу сравнивать только с МиМ.


Можно и с Булгаковым сравнить, только с ранними его вещами - у него уже там чертовщинка где-то мелькала, но на более голодном фоне. В МиМ все же жизнь уже довольно благополучная - герой может порассуждать насчет осетрины второй свежести ). Грин, конечно, был гораздо более склонен уходить от ужасов жизни в яркую фантастику. Ну, не он один. По своему характерно, что Анастасия Цветаева в тот же голодный период, чтобы отвлечься, сочиняла фантастический роман про приключения девочки-героини в мире жуков. По стилю - тоже похоже отчасти на Гофмана, а в чем-то и на Грина, хотя писала наверняка независимо. В общем - от характера человека и особенностей таланта зависело.
Грин определенно не рвался никого силой экспроприировать. Хотя о мешке золота может и мечтал, что довольно естественно для человека, который почти всю жизнь голодал. Определенные революционные взгляды у него были - не зря, его несколько раз арестовывали при царе за участие в эсеровской агитации, но в 1918 его в свою очередь чуть не расстреляли большевики за взгляды антисоветские. В общем - к нему надо привыкнуть. )


В этой книге Грин совершенно точно никого и ничего экспроприировать не хочет. Он жрать хочет и денег побольше, только и всего :)


Взялся для сопоставления почитать "Театральный роман" Булгакова. Сюжетных сходств там практически не просматривается. Ну, если не притянуть малюсенькое сходство между таинственным кастильцем и таинственным Рудольфи. И мелькают местами "Гриновские" обороты речи, но не много. Зато почти сразу в глаза полезли деньги, деньги, деньги ... Ах он подлец! А еще интеллигент называется :)
"...- Антон Антонович Княжевич, - сказал я, - сказал, что мне дадут две тысячи рублей...
Мой собеседник уважительно наклонил голову.
- Так, - молвил он, помолчал и добавил: - Эх, деньги, деньги! Сколько зла из-за них в мире! Все мы только и думаем о деньгах, а вот о душе подумал ли кто?
...я испустил вздох, а собеседник ответил мне, в свою очередь, вздохом, потом вдруг игриво подмигнул мне, и шепнул интимно:
- Четыреста рубликов? А? Только для вас? А?" :)


"Театральный роман" читал когда-то. Сегодня вообще не помню, про что там. Знаю, многие со мной не согласятся, но считаю Булгакова удивительным писателем по одной лишь причине: ему удалось написать МиМ, книгу, которая разительно отличается от всей остальной его продукции. Все его писания, кроме МиМ, очень даже средние. Нет в них ни откровения, ни искры.
Не напиши Булгаков МиМ, он вообще вряд ли стоил бы каких-либо обсуждений за пределами филологического сообщества.

Это случается. Бывает, что композитор, художник или писатель создаёт одно-единственное произведение, которое возвышается над остальным на километр.
Тем эти достижения и удивительны.

Грин вообще не для меня. "Фанданго" я прочитал по единственной причине: из-за параллелей с МиМ.


А, ваша рецензия на "Мастера и Маргариту" имеется?
Насчет километра спорно. Допустим - "Театральный роман" тронет в основном тех, кто близок к театральному миру, или сам пробовал что-либо написать. Но, как будто "Собачье сердце" и "Белая гвардия" считаются на одном уровне с "МиМ", или близко и разобраны на цитаты. Из них тоже сделали своего рода иконы, хотя и в другом роде. При этом, допустим, латыши особых слоев в "МиМ" не видят. Наткнулся как-то на выставку работ студентов младших курсов Рижской Академии художеств на тему "МиМ". Так там практически всюду была обыграна одна единственная тема "Воланд - это Сталин". Видимо, так ныне учат в школе, а сами они ничего от себя не смогли добавить.


О МиМ написано столько книг, что ещё и мои убогие слова были бы просто неуместны.
Кстати, если вы посмотрите лайвлибовские отзывы об этой книге, то увидите, что на первом месте стоит текст с оценкой 4/10, и у него около тысячи лайков. На втором -- рецензия с высшей оценкой, у которой лайков сто с чем-то. Так что латыши младших курсов по-своему не одиноки в этом мире :)))
А перспектива у МиМ неутешительная. Чем дальше, тем всё меньше народ станет понимать, о чём там речь. Та же перспектива и у "Двенадцати стульев", у песен Высоцкого и много ещё у чего. Это естественно. Так будет, потому что так должно быть.


Вы так ушли в поиск - похож- не похож Грин и Булгаков. Да, конечно, не похожи. У них и стиль другой, и идеи крутятся другие. Этих великих писателей просто любят. Грин - великий волшебник, а Булгаков "забрался" выше, так высоко, что самому стало страшно. И все же вы "обидели", не разглядели в Фанданго главного - это смешение несоединимых явлений в "условном порядке минутного настроения".


смешение несоединимых явлений в "условном порядке минутного настроения"
Хорошо хоть кто-то понимает "Фанданго"...
А значит понимает и Грина...