Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2018 г. 18:54

2K

1

Мало что можно найти в современной литературе такого же отвратительного, как ушлые мужички, вовремя подхватившие идею быстрого обогащения за счет продажи наивным дамочкам слезливой макулатуры.
Откровенно слабо написанные и насквозь банальные истории припудриваются псевдофилософскими размышлениями, и все это сомнительное творчество выдается за новое слово в современной прозе.
Кто-то пытается выехать за счет наивных и дырявых романтических историй, как Мюссо или Леви. Кто-то желает поучать читателя, собирая при этом купоны собственной мудрости и непогрешимости. К таким авторам относится и Коэн.

Наш герой Жереми кончает жизнь самоубийством, потому что несчастная любовь. Но потом, придя в себя, он узнает, что жизнь не кончилась, его спасли, любимая девушка к нему вернулась, они уже год как живут вместе, только он этого не помнит. И, не успев познакомиться со своей новой жизнью, на следующий день Жереми обнаруживает, что с этого момента прошло еще несколько лет, и с жизнью нужно знакомиться заново. Из рассказов родных Жереми узнает, что все непрожитое им самим время занимает его "двойник" - совершенно отвратительный тип, ломающий жизни его близким.

Интригует? Ну да. А на самом деле это никчемная книжка, топорно написанная, с неестественным поведением и пришитой белыми нитками мотивацией персонажей, претендующая на какую-то философию и с отвратительным поучающим рефреном "самоубийство - это очень плохо".

Во-первых, отговаривая потенциальных самоубийц от фатального шага, автор добивается прямо противоположного эффекта. После попытки самоубийства Жереми, Виктория упала к нему в объятия, бросив своего жениха. Хотя до этого, будучи знакомой с Жереми с детства, никогда не рассматривала его ни в качестве будущего мужа, ни даже в качестве полового партнера. По-моему, лучше мотивации совершать показательные попытки самоубийства и придумать нельзя.

Во-вторых, с точки зрения психологии, невозможна такая беспричинная трансформация человека из любящего и тонко чувствующего отца и мужа в попирающего законы морали ублюдка. Но причин никаких не будет, потому что тут не в правдоподобности дело, а в очередном авторском поучении.

В-третьих, с каких это пор в неблагополучной семейной жизни виноват кто-то один? Жереми - просто воплощение мирового зла. И с родителями-то он порвал все отношения, незаслуженно их обидел. И с женой на ножах, и дети ему по боку. А поведение родителей, к примеру, тоже достаточно странное. Попытка самоубийства сына - вообще-то завуалированная просьба о помощи. И он явно психически нездоров. Но родители просто обидятся на больного сына и не сделают никаких выводов. И это поведение расценивается автором как адекватное.

В четвертых, автор претендует на высокие мысли и религиозную философию, но по уши садится в лужу. Бог в его представлении - это жестокий и обидчивый кукловод, а вовсе не мудрый и всепрощающий наставник. Наказывая Жереми, он попутно ломает жизни всем членам его семьи. В такого бога верить не хочется, как не хочется и молить его о прощении.

В тексте вообще масса глупостей. Во-первых, Коэн скромно забывает упомянуть о религиозной принадлежности героя, и непонятно откуда взявшийся в его видениях раввин поначалу наводит на мысли о какой-то тайне. На деле очень многие авторы-евреи считают евреями всех вокруг, и то, что действие происходит в Париже, никак не помогает читателю это понять.
Сын Жереми почему-то верит в "настоящего" отца, хотя видел его раз в жизни. Вообще неестественно ведут себя абсолютно все.

Слог у Коэна откровенно бедный и несуразный, книга попросту глупая. Но ругать за подобную литературу почему-то принято Коэльо, который хотя бы предпринимает попытки художественно оформить свой текст, а доносимые им мысли не раздражают своей очевидностью. Видимо, карт-бланш на банальность есть только у французов.

Флэшмоб 2018 || прочитано по совету junpaku

Комментарии


А откуда известно, что Бог - всепрощающий наставник? Во многих книгах Библии он предстает именно жестоким кукловодом.


Да никому ничего не известно - ни мне, ни автору этого опуса. Я не склонна верить ни в один из этих образов, но такая категоричная подача вкупе с полнейшей творческой несостоятельностью раздражает как минимум.