Больше рецензий

12 января 2018 г. 10:07

940

4 Небанальная история

Таёжная история — спасение таксатора Легостаева — энергичный советский экшн. Читается на одном дыхании. Сюжет таков. У экспедиции, готовившей в тайге деревья для вырубки, кончается провиант. Двое идут в посёлок, чтобы напомнить об этом и исправить ситуацию. Это таксатор Легостаев и отсидевший Сашка Жмакин — резкий и обиженный на жизнь и людей тип, с обострённым чувством справедливости. По пути они разделились, и Жмакин теряет Лёгостаева, приходит в посёлок один. Тогда как Легостаев разбивается на камнях в долине бурной реки Тушкемы, получает перелом ноги и другие травмы и самостоятельно передвигаться не может.

Дальше...

Недалёкий начальник Сонц подозревает Жмакина в убийстве, вспомнив его прошлое, и не верит ему. Он снаряжает всех людей на поиски таксатора по неверному маршруту — на реку Кыгу. Тогда как Жмакин, опомнившись, с алтайским охотником Тобогоевым пускаются правильной дорогой. Они находят Лёгостаева в каменной ловушке у реки в плачевном состоянии. Вдвоём им не справиться с транспортировкой раненого. Жмакин отправляется в посёлок и набирает кого может: московского пижона-туриста Котю, приехавшего в отпуск инженера-конструктора Крыленко, начальника экспедиции Симагина. Эта группа пытается вынести изнемогающего от боли и истощения таксатора. Но это бы не удалось, не приди на помощь вертолётчик Курочкин, совершивший опасную посадку на таёжном пятачке, радист Сбоев, тракторист Ясюченя. Довершили доброе дело золотые руки пожилого врача Саввы Викентьевича Пиоттуха, эскулапа старой закалки, приехавшего на Алтай сразу после революции с женой и помогавшего местным жителям справляться с зобом и другими недугами. Сам доктор страдает от стенокардии, и недалёк его смертный час. Однако последней операцией он дарует жизнь и здоровье человеку, пробывшему с раздроблённой ногой десять дней без медицинской помощи.
Интересна (и практична) форма повести. Это не просто напряжённая история типа «остаться в живых». Хотя этот момент — упругий двигатель сюжета. Перед нами одна за другой проходят судьбы. Каждая глава — рассказ от лица того или иного персонажа. Сначала он как бы раскрывает себя, затем автор приближает его к стоящим перед ним в данную минуту жизненным испытанием, задачей мужества и совести. Кто с каким багажом за душой пришёл к черте «над уровнем моря». В такие моменты и проявляется суть человека, не показное, а его существо.
Весьма удачный подход в подаче материала. Лабораторный препарат современника — срезал, на стекло и под микроскоп. Через индивидуальный мир каждого разворачивается широкая панорама социальной жизни, здоровья общества, и выкладки Чивилихина далеко не благополучны, хлёстко поданы и бюрократизм системы, и гнильца, пускающая корни на всех этажах социума. Даже, можно сказать, очевидна какая-то тупиковость, беспросветность подзастывшего общего устройства — странно равнодушного для цельных и нравственно беспокойных героев повести. Они-то пока и остаются главной ценностью. Тот самый пресловутый советский человек ещё способен на прорыв — и на тяжёлую пахоту с лишениями, и на неброский будничный подвиг.
На полке повесть поставил бы рядом с «И это всё о нём…» Липатова, есть в ней и вампиловская драматическая сила.