Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

7 января 2018 г. 20:37

1K

4

Извините, есть минутка, чтобы поговорить об Искусителе, который суть вселенское зло? Нет? Ну и правильно, потому что говорить о нем – все равно что его же вилами по огненной воде шкрябать.

Что-то не очень хорошее вышло начало для одобрительной рецензии, так что привлеку внимание броской цитатой:

Лютер встречался с нечистым даже в собственной постели, и бес бесстыдно утверждал, что спал рядом с Лютером гораздо чаще, чем его жена Катерина.

Ну вот, интригу создали, теперь к делу.

Те, кто не находится в информационно-культурном вакууме, наверняка давно подметили, что дьявол – фигура переменчивая, и хотя сложились кое-какие его классические образы, все равно не удивляешься, если в фильме или книге вместо рогатой и хвостатой бестии появляется мрачноватый крылатый красавец. Пролистайте средневековые рукописи (сейчас это просто, хвала интернету) – там зачастую все куда комичнее и невнятнее, лица на задницах, задницы на лицах. И нет, это не преувеличение.

Образ дьявола на протяжении веков постоянно эволюционировал, всасывая в себя теологические изыскания, выродившиеся потом в демонологию, до которой на заре христианства, в общем, мало кому было дело (как и до самого главного зачинщика неприятностей), а также местные суеверия и текущие жизненные ситуации и настроения. Эффект оказался небезынтересным и вызывающим много вопросов, дать однозначные ответы на которые едва ли когда-нибудь получится. Робер Мюшембле, к его чести, это признает, но все равно – историки, если их что-то заинтересует, неостановимы – пытается разобраться и по крайней мере предположить, что, как и почему складывалось и варилось в коллективном котле воображения.

Автор выбрал для костяка исследования хорошо знакомые ему место и время – Запад, Средневековье. Выбор обосновывается не только тем, что это сфера научных интересов Мюшембле, но и тем, что, в отличие от других культур, где дьявол тоже присутствует в том или ином виде, именно подкованный христианством образ в одну известную пору наделал немало шума и остался с нами до сего времени.

Книга, которая хоть и прячется под сухим собирательным названием «Очерков», представляет собой вполне себе живое и цельное исследование, поделенное на главы, и ничего не доказывает, зато предоставляет читателю возможность насладиться странными выкидонами человеческих мозгов. Конечно, охоту на ведьм с такой темой никак не обойти, но автор уделяет ей ровно столько внимания, сколько нужно – то есть немного. Зато касается гораздо реже упоминаемых вещей: отношения к уродствам и отдельным, кхм, функциям человеческого тела, и как это все, опять же, повлияло на изменение образа Лукавого в культуре и отдельно взятых умах.

Интересно то, как подчеркивается влияние на воображаемое исторических событий, и проводятся любопытные параллели, объясняющие, например, почему так вышло, что дьявол какое-то время был особенно активен около Альп, а потом переселился из Европы в США. Кстати, изложение идет именно в таком духе – автор с легкой иронией указывает, где Сатана правит бал, где прячется, где в унынии покидает сцену. Получается забавно, а кое-где даже поэтично. Фигура дьявола у Мюшембле получается в основном печальная, но это неизбежное следствие разворачивающейся истории – и так его образ выкручивали, и этак, действительно, взглянешь со стороны – остается только посочувствовать.

Рассмотрев дьявола через призму классицизма и романтизма, в основном с помощью литературы (любители готических романов получат особенное удовольствие и наверняка откроют для себя новые стороны любимых произведений), автор переходит к современности. Дьявол пробирается внутрь человека и становится темной стороной его личности, и вместе с тем начинает нещадно эксплуатироваться – от персонажей комиксов и мультфильмов (о кинематографе, которому автор уделяет немало места, и говорить нечего) до рекламных лозунгов, где трансформируется в своеобразный символ гедонизма. Правда, читателю нужно быть готовым к тому, что колоссальный упор здесь делается на плоды и настроения Франции, родины автора.

И ведь все это еще до бума молодежной литературы и сериалов типа «Сверхъестественного» и «Люцифера», но Мюшембле так обрисовал эволюцию дьявольского образа, что и без его диагнозов понятно, что все плохо и будет еще хуже. Потому что воображаемое, как справедливо отмечено, влияет на восприятие и мотивирует как индивидуальное безумие поведение, так и групповое.

Ну и чтобы не заканчивать на пессимистичной ноте, завершу тем, что книга основывается на объемном и хорошо подобранном материале и приводит множество интереснейших выдержек по самым разным случаям, от симптомов одержимости до дельных советов по медицине. И так как сейчас много сторонников ЗОЖ, один приведу здесь:

В июне надо натощак пить холодную воду, а вечером есть салат латук с уксусом, а еще воздерживаться от сношений с женщинами, ибо в этом месяце гуморы из мозга спускаются вниз.

Всем добра.

Образец рукописи
картинка takatalvi

картинка takatalvi

Долгая прогулка 2018, команда «Урбан и К°», январь, тема №1

Комментарии


Какой почерк, ммммм! =)))


Он мало кому нравится, ругаются, что слишком мелкий.)))


Красивый почерк!


Спасибо, редко слышу такую похвалу :)


Помимо разноликости дьявола, как мне видится, он не обязательно находится в ущербе, а с помощью него тренируют смирение. То есть, дьявол - показатель силы


Чем вам французы не угодили?


Почему не угодили?) Если речь о строчке про упор на Франции, то просто хотелось предупредить, что русскому читателю приведенные примеры - французские комиксы, рекламы и игры - могут быть не знакомы.


Ну да, строгий такой почерк, ответственный, а на Франции вдруг рука дрогнула


Боже мой, какой великолепный почерк!


о.о спасибо)