Больше рецензий

3 января 2018 г. 19:56

344

3 И в чём же главная проблема?

картинка ImaginateKess

Его оставили один на один с проблемой, которая требовала максимального напряжения ума, чем его собственный... но чем значительнее ум, тем он лучше приспосабливается и тем более подвержен здравомыслию, который помогает бороться с обыденными трудностями. Здравомыслием викарий был сыт по горло.

Иногда в каждодневной гонке за цивилизацией очень хочется остановиться и немного отдохнуть, хоть капельку. Но мы оглядываемся на бегущих позади и запрещаем себе останавливаться.
Дансейни, один из изобретателей жанра "фэнтези" позволил нам помечтать.
"Благословение пана" поначалу кажется книгой о борьбе христианства с язычеством. Особенно тем, кто начал знакомство с творчеством Дансейни именно с этого произведения.
Сельский викарий Элдерик Анрел борется, долго и безуспешно, с новым - старым веянием в деревне - ежевечерней игрой молодого сына обычных фермеров, Томаса Даффина, на камышовой свирели. Казалось бы, что может быть безобиднее? Но свирель оказывается инструментом, уводящим за собой всю деревню, постепенно, начиная от молодых девушек и парней, заканчивая самыми стойкими - супругой викария.

И мелодия стала ответом на все вопросы.

Простая свирель окрещена "свирелью пана". И с этого момента становится врагом викария. Он жаждет бороться с этой нечеловеческой музыкой, но боится. И поэтому обращается за помощью к тем, кому доверяет - епископу, другому викарию, Святой Этельбруде, чьё надгробие расположено рядом с деревней. Но ниоткуда не получает желаемой помощи. И это символично - церковь не видит смысла в войне с язычеством в 19 веке. Возможно, это тактический ход - отдать небольшую часть ради победы на всей территории. А возможно, Дансейни показывает, насколько нежелательны трудности мелкого сельского прихода для церкви в целом. Я лично вижу первое. И в подтверждение этому описывается горгулья в виде пана на кафедральном соборе городка, куда приехал викарий за помощью епископа и где, пожалуй, понял, что его случай - не первый.

Он опять перевёл взгляд на Святую Этельбруду в сером платье, побивавшую язычников, потом на мрачные колонны, и ни в чём не нашёл себе поддержку.

Дальше...

С этого момента Анрел одновременно падает духом и цепляется за последнюю ниточку - старика Перкина, бродягу не в себе, который как будто встаёт на сторону викария.

С самого начала викарию удавалось распознать в нём сильный, свободный ум, тогда как другие видели единственно его пальто и шляпу.

Но вот правда ли это? Или же Перкин - это перевоплотившийся пан, чья задача убедить твердолобого (с точки зрения язычества) Анрела встать на сторону всех жителей деревни, или хотя бы смириться с ними. Если не можешь изменить ситуацию - поменяй к ней отношение. Или уезжай. Последнее для викария равносильно смерти.

С каждым годом ему делалось всё неприятнее даже думать о волнениях и неудобствах, связанных с объездом из холмистого Волдинга, где все всех знали.

И он принимает правила игры при всеобщем одобрении - собственноручно забивает быка на жертвоприношении и успокаивается.

В этой части книги я чётко увидела противостояние двух сущностей. Викарий, что олицетворяет собой приземлённость и милосердную современность. И Томми, в роли пана, что являет собой языческую дикость и свободу от условностей.

...Томми в эту минуту был похож на бога из тех, что попроще;...ему было известно достаточно, чтобы не бояться.

Это противостояние отражают и говорящие имена и названия:
Волдинг (от англ. wold - пустошь) - сакральное место, в котором природа важнее человека;

имя викария Элдерик (от древнеангл. Eldritct - "не от мира", "учитель") - человек, на чью помощь рассчитывает церковь, по крайней мере ему хочется в это верить;

старая миссис Тиченер (от англ. teach - "учить"), которая говорить "я всё знаю", но абсолютно верно позволяет и викарию, и молодому музыканту Томми справляться с этими нечеловеческими силами самим. Она лишь мудро направляет их.

сам Томас, чья фамилия Даффин (от англ. duff - "фальсифицировать"), показан в произведении этаким сосудом, марионеткой, одутловатым юношей, который не задумывается над своими действиями, лишь выполняет чью-то волю свыше - его как будто специально создали, сфальсифицировали;

и, конечно же, Перкин, чья фамилия (от англ. perk - "привилегия") одновременно обнадёживает викария и в конце истории оборачивается паном во плоти, который как бы даёт первенство Анрелу во время жертвоприношения. Он направляет его, дарит викарию "иллюзии".

И всё же, о борьбе ли двух вер эта книга? Оказывается, не совсем. Вернее, совсем не.

Итак, мир пошёл нашей дорогой в том направлении, о котором нам известно, а Волдинг отправился своей дорогой, назад во времена, с которыми, как нам казалось, навсегда было покончено.

На мой взгляд, "Благосвовение пана" как раз о попытке остановиться, о том, что случиться, если повернуть цивилизацию вспять. Вот только, в концовку "и жили они долго и счастливо" как-то не очень верится. Потому что для этого нужно, чтобы каждый умел принимать мнение, отличное от собственного, и делать это мирно. А так, увы, не случается в нашем мире. Поэтому "Благословение пана" Дансейни для меня сказка. Причем та, в которую совсем не хочется верить.
картинка ImaginateKess

Рукописная рецензия