Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

3 декабря 2017 г. 18:43

819

5 Трагедия силы и слабости

Незаурядная сильная личность, несгибаемый и бескомпромиссный воин-герой оказался слабым в своей силе и сильным в своей слабости. Он слаб, потому что не владеет собой, несмотря на всё бесстрашие и силу в битве с врагами. Но только если владеешь собой – владеешь и миром. Или по-другому говоря, если ты не владеешь собой, ты не владеешь ничем. Потому так легко народные трибуны, эти «глотки черни», которые хотят свалить Кориолана, эту ненавистную им силу, подметили его уязвимое место. Они стремятся вывести его из себя, потому что тогда он теряет власть над собой и впадает в гнев, а значит, он уже проиграл.

В то же время Кориолан оказался сильным в своей слабости – вняв мольбам своих родных, не смог пойти на гибель и уничтожение своей родины, своих сограждан. По сути, сделав первый шаг к предательству родины, когда он вступил в армию вольсков, он отказывается от предательства окончательного и бесповоротного – идти беспощадной войной на Рим, уничтожить и сжечь всё и всех. И платится за этот свой выбор своей жизнью. Обречённый трагический герой. Надо думать, что если бы он сделал другой выбор – не внял мольбам и беспощадно обрёк Рим на меч и огонь – этот поступок не спас бы Кориолана и не вознёс бы его в герои, он всё равно был бы обречён на гибель, только уже не как герой, а как проклятый чудовищный предатель.

В этой пьесе поднимается множество вечных вопросов, актуальных для человека всегда, во все времена – взаимоотношение народа и власти, низость черни и место личности, стоящей над толпой, что такое Родина для отдельной личности и ещё множество других.

Вникнув в это произведение, мы можем задуматься над вопросами, так где же заканчивается гибкость в политике и начинается беспринципность, где кончается честность и прямота, а начинается заносчивость и оскорбление, где кончается твёрдость и принципиальность и начинается упрямство и самомнение. В пьесе можно найти множество интересных коллизий.

Как великому воину, Кориолану ещё и сопутствует удача (вспомним, как он в одиночку взял город Кориолы - это не только воинская доблесть, но ещё и воинская удача). Но удача капризна и переменчива, а сила может иссякнуть, вот тут-то и пригодится накопленная мудрость и интеллект. А Кориолан мудростью и интеллектом явно не блещет. По крайней мере, не настолько, чтобы перейти на какой-то иной, более высокий уровень после того, как мечом намашется.

Кориолан, несомненно, становится трагической личностью в своей силе и слабости, так как вознёс себя как индивидуум, над обществом, но удержаться в этом «над» не в состоянии, что всегда трагично, и в Древнем Риме, и в эпоху Ренессанса, когда жил Шекспир и во все времена после Шекспира. Такой герой всегда обречён либо на смерть, либо на изгнание и одиночество, либо на горе и несчастье. Тот, кто вознёсся над обывателями, либо обречён, либо должен обрести духовную силу иного масштаба.

Пьеса прочитана в преддверии просмотра спектакля Королевской Шекспировской Компании Великобритании.

P.S. Ну вот как-то я не в восторге. Постановка осовременена. Актёры в простых современных костюмах. Декорациями сцена тоже не богата. Света на сцене мало. Всё время в потёмках. Это мне не нравится. Не понравился и сам Кориолан. Ещё не понравилось то, что народные трибуны Юний Брут и Сициний Велут обернулись женщинами, то есть это были Юния Брут и Сициния Велут. Видимо, дань феминизму. Эти бабёнки получились совсем мелкими и склочными. Они, конечно, существенно снизили пафос античности. В-общем, я хотела увидеть в спектакле по этой пьесе побольше героического пафоса Великого Рима и великие страсти, а увидела что-то вроде современной офисной мышиной возни. Извините, это моё личное мнение. Что в спектакле понравилось – это Волумния и Менений.