Больше рецензий

28 ноября 2017 г. 23:31

575

5

Несмотря на название сборника, книжка получилась разнопёрой. Рассказы, пьесы, юморески, эссе, заметки из записных книжек, задачи на смекалку, псевдонаучные статьи о литературе и парапсихологии. Легкие, гомерически смешные, абсурдные, пародийные тексты Вуди Аллена не являются воплощением какого-то его абсолютно потустороннего творческого замысла – в прозе он сохраняет свой фирменный стиль и шуточки про интеллигентов, евреев, секс, буржуазность, великолепно переданные в их первоначальном ироничном блеске российскими переводчиками.
В «Спутнике меломана. Пять малоизвестных балетов» пересказываются сюжеты якобы существующих балетных постановок. «Среди танцующих бродит прелестная девушка. Это Наташа. Она грустна: ее отца послали воевать в Хартум, но там нет никакой войны. По пятам за девушкой следует Леонид, юный студент; он застенчив и не решается заговорить с Наташей, но каждую ночь кладет к ее двери пучок свежей петрушки». Русская классика – тема, на которую Аллен не может не шутить, особенно когда речь идет об эпических романах, таких как, скажем, «Война и мир». Самая большая работа была проделана, конечно, в фильме «Любовь и смерть», где главные герои, Борис и Соня, произносят длинные монологи о «вечном» и пытаются убить Наполеона. Что же касается текстов из этого цикла, то они пародируют не только сюжеты мирового искусства, но и интеллигентские разговоры о балете и отзывы о нем в прессе: «В исключительно сложном соло Иветта языком танца объясняет принцу, что есть единственный способ снять заклятье: ее возлюбленный должен поступить на курсы секретарей-машинисток и научиться стенографировать». Мы видим, что механизм создания шутки в алленовской прозе используется тот же, что и в его фильмах: детали или поворот событий должны быть абсурдными.
В книге две одноактные пьесы – «Смерть» и «Бог». По сравнению со многими современными драматургами, чьи пьесы не только ставятся на сцене, но и выходят отдельными книжками (Том Стоппард, к примеру), читать Вуди Аллена очень легко и не менее плодотворно.
Очень смешные – рассказы «Шлюха духа», «Если бы импрессионисты были дантистами». Что говорить, вся книга веселая, несмотря на то, сколько во вудиалленовских шутках грусти и разочарования. Как писал Гюго, «смех часто выражает собою отказ примириться». Сатира Вуди Аллена на современную культуру – это попытка ее очеловечить, обратить внимание на наш цинизм и пафос с тем, чтобы от них избавиться.