Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2017 г. 22:08

353

4.5 Баллада о притяжении антиподов и фатальности судеб вне времени

Первая для меня книга автора была публицистической, и это хорошо, что узнав его как размеренного и вдумчивого, наблюдательного человека, теперь я познакомилась с ним как с автором исторического романа.
Что же за книга, эта Испанская баллада? Прежде всего, это действительно исторический роман, где не просто "про любовь на фоне истории", а в тесном переплетении с ее событиями, со всей подоплекой и корнями. Где погружаешься целиком и полностью в чуждые и чужие вопросы, и почти как инопланетянин взираешь на потрясающие подробности мхом поросших веков, и при этом без излишнего натурализма и отвратительных подробностей очень жестокого века. Конечно могут сказать, что каждое десятилетие были свои "модные" темы, во время написания книги - это национальный вопрос, сейчас - больше про другие меньшинства (тоже недавно по совету читала "свеженькую" книгу про те века, где без светло-синих не обошлось). Но все же, эта книга, она глубже, она вне времени. При чтении возникает масса ассоциаций с ХХ веком и его событиями, множество знаковых фраз и абзацев можно эпитафиями (ну или эпиграфами) приложить к свежим историческим деяниям. Одни надписи на воротах - от "мир входящему" до "труд сделает вас свободными" кажется так далеко, но в тоже время они похожи...
И при этом как интересно построен сюжет книги: на сочетании не сочетаемого, на притяжении антиподов, на синонимичности антонимов и при этом так гармонично вплетен в реальность, что и не сразу заметишь! Как сочетать любовь и нетерпимость религии - это к Альфонсо и Ракель, как сочетать любовь и политику - это к нему же и Ленор, как сочетать рыцарскую прямоту и грубую прямолинейность с рачительностью и созиданием - это к нему же и Иегуде, как сочетать еретичество и познание мира - это к Родриго и Мусе... Я уже и не говорю парадоксах куртуазного общения рыцарей и пажей. Так что гибкость морали не противоречила гибкости мышления, и все завязалось в очень тугой узел. Как определить - кто "верный и истинный", а кто "неверный" и "нечистый"? Какие условности сковывают нас и чему верить - сердцу или слову? И чьему слову?...
Как четко чувствуется, что это герои и события давно минувших дней! Прекрасно передано, что это люди с совершенно другим мировоззрением, оценкой поступков и содержанием внутреннего мира. К примеру, то, что сейчас воспринимается как данность, тогда называлось скопидомством, ибо не фиг приумножать и развивать, когда война на носу, и доставай деньги на нее откуда хочешь, хоть из воздуха! И только так, в сравнении осознаешь, какие мы теперь иные, как радикально все поменялось. Только автор побудил задуматься над такими кажущимися простыми вещами. Так что книга - не политический манифест, но при этом книга о политике и истории.
В книге нет подробных любовных сцен, нет массы драматических ответвлений, но сложные отношения, связывавшие Альфонсо с Ленор и Ракелью описаны достаточно для представления. Так что книга - не любовный роман, без лиричного трепета и слияния душ (было, да, но не основным моментом), но при этом, книга все равно о любви. А еще, до момента начала войны, мне если честно, больше нравилась Ленор, а Альфонсо хотелось придушить чем-нибудь не зависимо от того с кем он был, но последующие ее поступки может и оправданы, но симпатию убивают напрочь. Но под конец он очень переменился внутренне, и отношение к нему -соответственно.
Общее впечатление о книге - многослойное произведение о любви и жизни, о политике и истории, о живых людях и бесплотных идеях.

Прочитано в рамках Игры в классики

Комментарии


И это еще не самый сильный роман Фейхтвангера, Катя... :) Хотя я его, конечно, люблю.


Его есть за что любить)) Шикарный роман, не смотря на то что не самый сильный)) Разрываюсь в выборе следующего, подумываю над "Лисами в винограднике" и "Безобразной герцогиней", не знаю что лучше...


Лисы, безусловно.


Вот спасибо) Их тогда и поставлю в "очередь" первыми на прочтение! У "Лис" очень заманчивое описание в аннотации.