Больше рецензий

5 ноября 2017 г. 07:37

637

4

Все книги о евреях, даже, если в них бывает смешно, оставляют в душе болезненный свет. Большая же часть написанного - памятник жертвам Холокоста.

В отличие от многих книг о войне, здесь повествование ведётся сквозь призму судьбы одного человека, а будущность поставлена в зависимость от единственного героя - Якова. Здесь нет эпических батальных сцен, военного духа, гиперреалистичных описаний гибели тьмы и тьмы безвинных, нет здесь и подпольного ополчения, единства жителей гетто.

Напротив, атмосфера сломленности и аляповатый росток надежды, выдержанные в библейском стиле, а именно: бывает ли благая ложь и какова её позиция в отношении правды?

В гетто запрещено все, что напоминает о витальном: сажать деревья, держать животных, существовать, хотя бы мысленно, одному, гулять по вечерам, быть человечным, слушать радио. Радио не только как источник информации, но как музыку, слово, диалог.

Упадок духа и всеобщая гибель в таких условиях - вопрос времени. Если нет надежды, надо её выдумать. Так, Яков заводит себе придуманное радио, которое оповещает гетто о скором освобождении русскими войсками, что километр за километром пробивают путь к жизни.

Иной плоскостью повествования становится проблема морального выбора человека, что дарует иллюзию жизни посреди буйства мортальных красок. Война - лишь антураж, сюжетная уловка, повод к размышлениям.

Каждому читателю дано время применить к категории лжи мерила действительности и надежды. И каждый понимает, война лишь гиперболизирует реальность, высвечивая философские вопросы в их практическом бездействовании. Однако наряду с душевным, духовным, моральным есть такая простая жажда жизни, инстинкт продвижения к будущему, что стервенеет в поиске новых путей в условиях опасности гибели.