Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

31 октября 2017 г. 10:57

932

4.5

В бесконечной веренице ура-большевистских произведений "Конармия" Исаака Бабеля может стать тем самым ветерком, приятно остужающим голову. Неудивительно, что после публикации рассказы, собранные под этой обложкой, подверглись критике со стороны молодого правительства - описанные характеры очень неоднозначны, мягко скажем, но так ярки и хороши, что я сполна насладилась книгой. Даже не зная биографии автора, чувствовалось, что в его текстах есть что-то нездешнее, придающее другой строй положенным на страницу буквам.

Не скажу, что "Конармия" оставляет какое-то цельное ощущение или представление, потому что каждый рассказ - это короткая зарисовка. Что самое важное - это личное участие автора во всем происходящем, то, что он записывал в свой дневник, прошедшее литературную обработку, но все же - настоящее. У Бабеля в "Конармии" мне нравится как раз все то, что так не понравилось советской власти - он так точно подмечает темную силу, стоящую за спиной мужиков в армии с их разбоем и безудержностью. "Апология стихийного начала и романтизация бандитизма" - если для авторитета советской власти это было не очень, то мне очень понравилось.

К тому же, "Конармия" - это не совсем то, что может ожидать читатель, отягощенный килограммами лапши на ушах по поводу Буденного и его знаменитой Конной армии. Красноармейцы у Бабеля - не высокие молодцы, все как на подбор, а живые люди, участвовавшие в советско-польской войне 1920 года. Бабель запечатлевает на страницах "Конармии" моменты прошлой жизни, уже ушедших людей, вырывая из жизни и навсегда замораживая на этом маленьком пяточке текста. Интересно, как у них дальше сложилась судьба. Наверное, многие сгинули в результате бесконечных чисток или новой войны. Если и нашлись счастливчики, пережившие темные десятилетия становления молодого государства, то что вышло на их долю? И как можно жить дальше, если пришлось пройти через столько грязи и жестокости.

И хоть немного в моих глазах реабилитировался Максим Горький (все же смог на меня Бунин повлиять со своим ядом в адрес Горького), который защищал Бабеля. Еще Горький очень точно подметил, что бойцы "Конармии" Бабеля очень напоминают запорожцев Гоголя. Есть в них что-то общее, не всегда красивое, но безусловно живое.

Комментарии


В бесконечной веренице ура-большевистских произведений "Конармия" Исаака Бабеля может стать тем самым ветерком, приятно остужающим голову.

Простите за любопытство, не могли бы вы привести примеры произведений, попавших в эту вереницу?


Тут, кстати, стоит уточнить, что эта сточка навеяна была больше аудиовизуальными произведениями, потому что целый год по работе приходилось смотреть старые фильмы про революцию.


Жаль, а то я уже собирался пополнить свой список "хочу прочитать" ) А если без иронии, мне кажется, что то, что осталось в каноне о Гражданской, как раз вполне себе насыщено полутонами и сложностями. Что Шолохов, что Фадеев, если навскидку. Даже "Чапаев" не так уж прост. Кино - это заметно более условное искусство, там с полутонами куда сложнее.


Все от периода зависит, конечно. До чисток еще можно было писать неоднозначно, а вот после - сомнительно.
И, насколько помню, канон создавался значительно позже самой войны. В историографии так, по крайне мере, но, думаю, это моно распространить и на все остальное.


Все от периода зависит, конечно. До чисток еще можно было писать неоднозначно, а вот после - сомнительно.

Как сказать. Сталин лакировку не любил и премию своего имени давал обычно за сложные и неоднозначные книги. Только писать их дозволялось не всем. Героизация и упрощение, а потом и вовсе сведение к приключенческому жанру (а-ля "Неуловимые") - это уже в более поздние времена.

И, насколько помню, канон создавался значительно позже самой войны.

Вот поэтому и спрашивал про упомянутую вами вереницу, думал, что вы ссылаетесь на что-то более раннее, чем канон.