Больше рецензий

1 октября 2017 г. 11:17

447

5 Страшный суд в Киеве

…Странно, что эта книга до сих пор не экранизирована. Гоголя в кино любят, Булгакова знают, а объединить все это с новым видением «киевского» мира, как в «Лысой горе» Сергея Головачева, почему-то не хотят. А ведь главный герой этой книги - даже не так Киев, как его всемирно известная Лысая гора, где находятся семь мест силы, куда сходятся ведьмы и маги со всего города, начиная с древних святилищ Лады и Перуна, и заканчивая поляной Желаний, где исполняются самые заветные мечты, о которых чуть ниже.


А это значит, что нам теперь туда дорога, если хотим из первых уст услышать правдивую историю Киева-Вия – на Лысую гору, то есть, которая, по сюжету, становится ареной последней битвы Добра со Злом. Впрочем, в очередной раз выделить темные силы из массы социальных групп, сообществ и простых людей будет не так уж просто. Оказывается, уточняет автор, и ведьмы, и упыри с лешими, и ангелы с праведниками, призванными искоренять Зло, живут рядом с нами. Отправившись на экскурсию – а на самом деле, на поединок с нечистью – современный рыцарь-тамплиер в обличье священника сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к цели. Начиная с КПП у Лысой горы, охраняемой псами-церберами, как у входа в ад, до юных ведьм, указывающих ему дорогу.

Впрочем, финальная битва все равно случится, и смотр войскам Люцифера, ежедневно шагающим по нашим улицам и площадям – от продажных журналистов до политиков – состоится обязательно. Как напоминает автор, гласило же пророчество о том времени, «когда окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань».

В целом, в книге Головачева – феерическое разнообразие жанровых видов и подвидов. По сюжету, это, безусловно, альтернативная история, по стилистике – городской роман, по исполнению – не хуже Булгаков в компании с современными авторами. Которые, как у киевского классика, не зашифрованы под звучными псевдонимами эпохи вроде Ивана Бездомного, а вполне узнаваемы. Например, как Лада Лузина, издавшая серию книг с названием «Киевские ведьмы», которая как раз и мечтает об исполнении желаний в месте силы. «- А ничего, если я, - обратилась вдруг к гиду Лада, - когда вы всё это произносили, загадала также и своё личное желание? - Какое? — поинтересовался гид. - Чтобы я стала ведьмой, - уверенно сказал Лада, - ну, такой… настоящей… чтобы всегда оставаться молодой и красивой».

Вальпургиева ночь – отправная точка в романе, все самое страшное (и страшно интересное своей «авторской» интерпретацией) происходит именно в это время. Из Лысой горы возгорается не пламя, но сера вместе с дьяволом, который на пару с Богом вершит праведный суд над грешниками. «Бледные, как тень, люди шли к небесному престолу плотными рядами, глядя на мир пустыми глазами. Одни из них уничтожали людей с помощью прививок, заражая их гриппом, раком, спидом и эболой, другие использовали для этих целей алкоголь, табак и наркотики, а также ГМО и прочую химию, третьи сокращали народонаселение, пропагандируя лесбиянство, педерастию и гомосексуальные браки, а также делая людей зависимыми от средств ложной информации, чтобы человечество не знало и не искало правду».

Как видим, все мы их прекрасно знаем – от упомянутых журналистов до представителей сексуальных меньшинств - этих самых закамуфлированных политкорректностью грешников. Что же касается авторского "вмешательства", то оно в романе сводится не только к морали и критике современных нравов, но и отражается, так сказать, в очередной версии мироустройства. И это почти вампиры, по Пелевину, как все уже, наверное, догадались. Хотя, и не совсем, поскольку Киев, как известно - мать городов русских, и посему быть в нем своей собственной криптоистории – с очередной нечистью на первых ролях и колыбелью всевозможнейших исчадий, как уже отмечалось, ада. «Позднее, гонимые римлянами песиголовцы перекочевали на север в Тартарию, в Московию и на Киевскую Русь, где стали одним из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога, - рассказывают нам о житье-бытье мифологических аборигенов. - Многие из них были перебиты, но несколько особей до сих пор сохранились на Лысой Горе. Те четыре деревянных пса, вздыбленных из земли, которых мы видели на капище, на самом деле изображают песиголовцев, и Семаргл является главным их божеством».

Шанс выжить при встрече с диковинным зверьем на Лысой горе, конечно, есть, а вот оторваться до конца книги от этой «киевской» истории у вас вряд ли получится.

Источник