Больше рецензий

26 сентября 2017 г. 21:45

385

5

Моруа, как всегда великолепен!
Собрать такое количество материала о династии Дюма и обернуть его в такое прекрасное обрамление - это, безусловно, талант.
Как ни странно, но мне больше всего понравилась первая часть книги - о Дюма-деде, Дюма-генерале.

В полку он быстро прославился своими геркулесовыми подвигами. Никто, кроме него, не мог, ухватившись за балку конюшни, зажать лошадь в шенкелях и подтянуться вместе с нею; никто, кроме него, не мог, засунув по пальцу в четыре ружейных дула, нести на вытянутой руке все четыре ружья. Этот атлет читал Цезаря и Плутарха, но он завербовался под простонародной фамилией, и потребовалась революция, чтобы его произвели в офицеры.

Удивительный человек, незаконнорожденный сын потомка дворянского рода и чернокожей рабыни, который за три года стал генералом, одно время был в милости у самого Бонапарта, но потом попал в опалу, затем в плен, и очень рано умер.
Вторая и заслуженно большая часть - о самом известном из Дюма, авторе знаменитых "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо". Для меня открытием было то, что он начинал как драматург и то, что он бывал в России.
Ах, как Моруа расписывает все его проделки и любовные похождения! А как интересно мне было прочитать о том, как же рождались столь полюбившиеся с детства романы!
И, последняя часть уделена Дюма-сыну - опять-таки незаконнорожденному ребенку Дюма-отца и белошвейки, изначально не признанному своим же отцом и поэтому во многом старающемся идти наперекор отцу.

Судьба отца служила постоянным уроком для сына. Расточительный отец породил бережливого сына, отец легкомысленный – сурового резонера. Дюма-сын решил после бурно проведенной юности перестроить жизнь в соответствии со своими принципами.

Пожалуй, третья часть - самая затянутая из всех, однако и она читается с интересом.
Удивительным образом Моруа удается описать не только биографию этих выдающихся людей, но также очень ярко изобразить всю историческую картину того времени - какие нравы были в той же деревне Вилле-Коттре, какая публика ходила на постановки Дюма-отца, какие настроения и наряды были в те времена... Благодаря этому книга воспринимается очень живо и объемно, полностью погружая в атмосферу того времени.
Осторожно, в этой книге присутствуют спойлеры! Поэтому если вы не читали тех же "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Даму с камелиями" - лучше начать с них.