Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

15 сентября 2017 г. 05:51

2K

4 Мигранты? Тема для шуток и размышлений

Теперь уже мне кажется, что, приезжая в эту страну, ты заключаешь договор с дьяволом. Ты протягиваешь паспорт на таможне, и всё — на тебе клеймо. Ты хочешь только заработать немного денег, чтобы было легче вступать в жизнь… ты и не думаешь здесь оставаться! ... Но ты уже заключил договор с дьяволом… он затягивает тебя, и вот ты уже не можешь вернуться, твои дети ни на что не похожи, а ты сам стал непонятно кем.

Очередная семейная сага околобукеровского разлива со всеми осточертевшими мне приметами этого жанра - ровно три поколения героев (от бабушек до внуков), непременная милитаристическая возня в какой-нибудь стране третьего мира и вездесущие близнецы.
К счастью, на этот раз в качестве гарнира к основному блюду идет не магический реализм, слезовыжимательные "одноногие собачки" или потрясающе распространенная в такого рода произведениях тема инцеста, а вещи куда более нестандартные и интересные - размышления о постколониальном устройстве мира, мультикультурализме и сложностях вливания мигрантов в западное общество.

Арчи и Самад подружились во время Второй мировой войны, когда застряли единственными выжившими рядом со своим подбитым танком в какой-то болгарской деревне. Застряли так крепко, что прозевали окончание боевых действий и лишь через две недели узнали, что война закончилась без них.
Спустя несколько десятилетий они по-прежнему дружны и живут в Лондоне.
Англичанин Арчи, едва не удушившись выхлопными газами на первых же страницах книги, по воле случая начинает новую жизнь и женится на юной красавице с Ямайки, чья мать погрязла в идеологии "Свидетелей Иеговы" (ныне запрещенной в России организации).
Бангладешец Самад женат на своей землячке, весь пропитан глухой тоской по другой, кажущейся более правильной, жизни и мучается проблемой воспитания сыновей-близнецов.
Повествование непредсказуемо скачет от одного героя к другому, путает читателя флэшбэками, одурманивает массой не самых нужных подробностей и бесконечными зубными метафорами, но в целом радует сразу по нескольким причинам.

Дальше...


Во-первых, эта книга выгодно отличается от прочих нелюбимых мною саг широтой мысли. Здесь показаны не просто перипетии чьих-то жизней, а виден неслабый заход на серьезнейшие глобальные темы - влияние религиозных и культурных противоречий на отношения людей даже внутри одной семьи, комплексы на почве драматичной национальной истории, опасность идеалистических представлений о собственных корнях и перспективы сохранения традиционной идентичности в западном обществе.
Самад Икбал всю жизнь носится с прошлым, с историей то ли героического, то ли не очень прадеда, гордится собственной нетолерантностью к западной культуре и рвется передать это знамя своим сыновьям. Однако эксперимент по отправке одного из них поближе к корням, на родину, приводит к весьма непредсказуемому результату. "Тамошний" сын возвращается чистым англичанином, зато "здешний" незаметно для отца оборачивается яростным исламским фундаменталистом. Вот и пойми после такого, что мигрантам стоит взращивать в собственных детях - старое родное или новое, чужое или свое, традиции или местную аутентичность?

Во-вторых, мне понравилось, что роман Зэди Смит на все эти важные темы посматривает с изрядной долей иронии. Автор сама, как оказалось, с Ямайки, но выросла в Англии, так что во всех хитросплетениях подобных размышлений разбирается отлично, но подает их с саркастическим прищуром - отчасти откровенно высмеивая, а отчасти нарочито зашучивая болезненные вопросы.
Молодежь в книге не просто отбивается от рук и бунтует, выбирая себе иные, кардинально отличные от родителей (хотя и не менее идеалистические) проекты - радикальную религию, "зеленое" сопротивление, новые семьи, авторитетов и судьбы.
Более важным кажется тот факт, что эта молодежь, по сути, бунтует под влиянием западной культуры. Один из героев примыкает к исламским фундаменталистам, но, отправляясь с ними на дело, представляет себе персонажем гангстерских фильмов, вроде Аль Пачино из "Крестного отца". Другой вливается в ряды "Свидетелей Иеговы" и внешне выглядит совершенным фанатиком, но тайком верит, что лучшей аллегорией жизни служат не религиозные тексты, а... фильм "Звездные войны".
Как может всё это увязаться в одной отдельно взятой личности? Способно ли принести счастье и покой? Вряд ли. Слишком разные направления - условный Запад против не менее условного Востока, культура против иной культуры, традиции против европейского новаторства и смелых научных экспериментов.

Финал у книги отчасти открытый, с подковырочкой и намеком, что хорошего от всего этого ждать не приходится. Дети снова повторяют судьбу родителей, хотя и в новой интерпретации, а толерантность не всегда спасает от столкновений "своих" с "чужими".
Неслучайно, представительница самого юного поколения героев романа рвется уехать на родину, чтобы хотя бы там понять, кто же она есть на самом деле.

Место, где все просто есть. И никаких вымыслов, никаких мифов, никакой лжи, никакой запутанной паутины — так Айри представляла свою родину. Родина — это одна из волшебных выдумок, как единорог, или душа, или бесконечность, которые вошли в язык и прочно обосновались в сознании. Для Айри слово «родина» было особенно волшебным, потому что у нее оно ассоциировалось с началом. Началом начал. Как первое утро в Эдеме или первый день после апокалипсиса. Чистый лист.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


Очередная семейная сага околобукеровского разлива со всеми осточертевшими мне приметами этого жанра - ровно три поколения героев (от бабушек до внуков), непременная милитаристическая возня в какой-нибудь стране третьего мира и вездесущие близнецы.

- а я такое люблю как раз)


Ну, тогда это не совсем оно :)
Слишком много иронии + спорные сцены секса


Ну, дальше я тоже прочитала)