Больше рецензий

13 сентября 2017 г. 22:58

393

3.5

Книги посвященные истории искусств очень разнятся по способу предоставления материала для читателя. Некоторые представляют собой каталог, в котором авторы четко разбиты по алфавиту и жанрам, а между двумя датами зафиксировано лаконичное: родился, жил, умер и 2-3 наиболее значимых произведения. Некоторые, как целая библиотека, полные исследований, фактов, особенностей и нюансов. А есть книги похожие на разноцветное полотно, сотканное из небольших историй, в совокупности формирующих красочное жизнеописание. Такой является и книга «Повседневная жизнь импрессионистов» за авторством Жана Поля Креспеля. Отказавшись от сухого перечисления фактов, он выбирает более привлекательный пусть и субъективный подход к описанию быта художников в формате зарисовок и отдельных сценок из их жизни. Хоть автор и не был современником импрессионистов, такой формат повествования создает впечатление, что он незримым наблюдателем вечно присутствовал рядом с ними: сидел за соседним столиком в кафе, стоял в дверях студии, сжимал кулаки в бессильной ярости, слушая насмешки необразованной толпы во время Салона «Отверженных» и скорбел со всем на похоронах Мане. Внимательный к деталям, на страницах книги он превращает деятелей искусства в живых людей, каждого со своими мечтами, стремлениями и амбициями; сравнивает и противопоставляет их характеры и образы жизни. Однако Креспель внимательно изучал не только импрессионистов, он так же раскрывает многое об их окружении, о событиях и быте тех времен, которые помогли сформировать новое течение в искусстве.

Однако есть у такого подхода пара недостатков. Во, первых, автор как наблюдатель, принимает за очевидное многие уже не столь понятные для современного читателя вещи и события. Из-за этого некоторые истории теряют свою живость и превращаются в перечень с датами, которые ничего не говорят, а упомянутые картины так и остаются лишь названиями. Все это может не дать погрузиться неподготовленному читателю в так красиво описанную автором истории и заставит его, в лучшем случае отложить книгу, и пойти искать дополнительную информацию, а в худшем - заскучать на середине и бросить чтение. Во-вторых, автор написал книгу не в хронологическом порядке, а разбив ее на ряд тем, через которые он сравнивает художников. В результате, часть событий кажутся повторяющимися раз за разом, а часть выпадает из повествования. Эти недостатки не позволяют порекомендовать данную книгу для широкого круга читателей. Наиболее интересна она будет для людей уже знакомых с творчеством импрессионистов и, хотя бы, частично знакомых с историей Франции 19го века. Таким читателям книга даст более яркий взгляд на жизнь и творчество того времени.
Для остальных лучше найти произведение написанное, может быть, менее живым языком, но более лаконично структурированное, подробно иллюстрированное и позволяющее дать ту необходимую информационную основу, которая необходима для знакомства с «Повседневной жизнью импрессионистов».