Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

1 сентября 2017 г. 19:30

357

5 Лучшее начало сентября!

Что могло бы сработать в Сирии - так это настоящая народная революция [намек на 1963 год], а не военное вторжение террористов и предателей. Настоящие революционеры - это носители человеческих ценностей, моральных и интеллектуальных, национальная элита.
(С) Башар Хафез аль-Асад, Президент Сирии;
20 августа 2017 года; МИД; Дамаск, Сирийская Арабская Республика.


Речь, цитату из которой я сделала эпиграфом к своей рецензии на "Сентябри Шираза", длилась 53 минуты. Это потрясающе увлекательное и точное выступление и очень жаль, что полного перевода на русский (или хотя бы английский) язык нет, а сама я только-только делаю неуверенные шаги в изучении арабского и поняла, конечно, далеко не все. Но это - одна из знаковых фраз всего выступления, где вторжение наемников арабских стран и стран запада, повлекшая за собой войну в Сирии, противопоставляется народным революциям, которые совершали сами жители тех или иных стран. Да, фраза знаковая, но я, при всем моем уважении к лидеру Сирии и его народу, вовсе не уверена, что революции совершают носители интеллектуальных и духовных ценностей народа. Причем касается это всех революций - Октябрьской (Россия), Культурной (Китай), "Арабской весны" (Оман, Тунис, Египет, Ливия, Сирия...), Революции роз (Грузия), Майдан (Украина) и всех прочих революций. Причем исламская революция в Иране тоже не является исключением из правил. Хотя я согласна, что Октябрьская революция 1917 года в России и революция 8 марта в Сирии 1963 года - это народные революции, как и Исламская революция в Иране 1979. Остальные же - действительно революции вторженцев и предателей внутри стран. Я начала свою рецензию с этих рассуждений потому, что все события книги "Сентябри Шираза" происходят через два года после Исламской революции 1979 года.

Для начала хочу немного сказать об авторе этой книги, поскольку ее биографии на Лайвлибе вы не найдете. Далия Софер - иранская еврейка. Ее родители Шимон и Фарах Софер сбежали из Ирана, прихватив детей - дочерей Далию и Орли и сыновей Йосефа и Альфреда, на запад, после того, как Шимон Софер сидел в тюрьме, пережил страшные пытки и чудом вышел на свободу. Так что в чем-то эта книга автобиографическая. Я не буду рассуждать, насколько она объективная или необъективная, не буду говорить о том, что у меня есть знакомые (не иранцы - кто-то там бывал, кто-то живет, а кто-то просто увлекается этой страной), которые восхищаются жизнью в Иране и не считают его страной, где царит радикализм и религиозное мракобесие. Об этом я рассуждать не буду. Я оцениваю книгу и события в ней с эмоциональной точки зрения, а героев - на предмет их личных качеств и поступков.

Главный герой книги - иранский еврей Исаак Амин из Хоремшехра. В юности он был романтиком, увлекался поэзией Хафиза и Саади, сам сочинял стихи и мечтал о том, что станет писателем. Но, как он сам говорит, в итоге решил, что словами сыт не будешь, и стал ювелиром. Отец Исаака, Хаким, много пил, курил и вообще вел разгульный образ жизни, в итоге наградил свою жену Афшин сифилисом, из-за чего та стала бесплодной после рождения троих детей. Исаак из них старший и самый успешный. Его украшениями восхищалась вся элита Тегерана, включая саму шахиню Фарах, жену последнего иранского монарха Резы Пехлеви. Книга начинается с того, что Исаака арестовывают стражи Исламской революции. (Между прочим, так по сей день называется элитная гвардия войск Ирана).

Вся жизнь, которой привыкли жить супруги Амин, рухнула в одночасье. Больше нет поездок по всему свету, фортепианной музыки, красивого женского пения, ярких открытых платьев, а статья в журнале о поездке с дочерью на каток может стать поводом для обвинения в "неправильном образе жизни". И вообще, те, кто позволяет себе быть домохозяйкой, время от времени пописывая статьи - бездельницы. Об этом еще предстоит узнать жене Исаака, Фарназ. Эта образованная женщина тонкой душевной организации выходила за Исаака в надежде, что он далеко пойдет, а вовсе не потому, каким романтиком тот был в юности. И не прогадала. У них есть работники в его ювелирной мастерской, служанка, садовник. Их дети могли бы учиться в лучших университетах мира. Их принимали в богатейших домах Тегерана. И вот теперь все рухнуло.

Парвиз, восемнадцатилетний сын Исаака и Фарназ, живет в Нью-Йорке и учится на архитектора. Он снимает убогую полуподвальную комнату у хасида Залмана Мендельсона - отца шестерых детей, чья жена Ривка снова беременна, на этот раз мальчиками-близнецами. Парень перебивается с хлеба на воду и вынужден работать в шляпной мастерской Мендельсона, хотя изначально ему, сыну богатого отца, стыдно этим заниматься. Он влюбляется в старшую дочь хасида - шестнадцатилетнюю Рохл, торгующую цветами в лавке бывшего известнейшего кардиохирурга Тегерана. Там тоже будет много грустных и трогательных, очень жизненных и поучительных ситуаций. Кстати, думаю Залман Мендельсон прав в том, что он сказал Парвизу в одном из финальных эпизодов книги.

Ширин - девятилетняя дочь Исаака и Фарназ. Раньше училась в частной школе. После их запрета попала в самую обычную школу и дружит с девочкой по имени Лейла, отец которой работал в морге, а потом подался в стражи Исламской революции и общий "враг" - Элахе, чей отец стал начальником тюрьмы. Причем Ширин очень явно понимает, что при других обстоятельствах никогда бы ни то, что не подружилась, даже не познакомилась бы с Лейлой. Обе играют важную роль в сюжете. Поразила твердая позиция Лейлы по поводу войны и при этом такая самоотдача во имя дружбы. Фактически, девочка переступила через свои убеждения. И ведь по сути даже не без вреда для собственной семьи.

Хабибе - служанка в доме Исаака и Фарназ. Она очень долгое время живет вместе с ними, ее сын Мортаза фактически вырос на их глазах. А поскольку Мортаза - фактическое воплощение гниды, выплывшей на гребне революции (из серии грабь награбленное), мое отношение к Хабибе было неоднозначным. Но несколько поступков этой женщины заставили меня ее зауважать. А вот садовник Аббас - персонаж не слишком вразумительный. Хотя по его поведению видно, что он человек верный. И без революционных взглядов.

Отдельная категория персонажей - это тюремное окружение Исаака. Те, с кем он сидит и его надсмотрщики. Начнем с сидящих.
Мехди: сидит за то, что "одна из трех его дочерей одна коммунистка, другая распутница, а третья - их сестра", несмотря на то, что уже достаточно немолод. После пыток гангрена на ногах. Всячески ненавидел шаха и в принципе считал исламистов союзниками. Естественно, до момента устранения общего врага, когда победившие муллы и имамы взялись за "контрреволюцию" - коммунистов, распутников и богачей и прочих неблагонадежных.
Рамин - шестнадцатилетний парень, чья мать - коммунистка. Оптимист, идеалист и стремящийся к справедливости мальчик, который верит в лучшее. Его мне просто безумно жаль. Но я могу его понять, например в том, что он отказывался являться на молитвы "по графику".
Вартан Сафоян - пианист, хороший знакомый жены Исаака. В свое время играл самому шаху и обучал игре Фарназ. Сидит, естественно, потому что он - часть "богемы".
Теперь о надсмотрщиках
Хосейн - бывший каменщик. Человек добрый и хорошо относящийся к заключенным. Считает, что не со всеми уместно применять пытки. Видит, что среди заключенных есть много хороших людей, но при этом оправдывается тем, что "мы должны избавиться от сорной травы". Этот мужчина своей человечностью вызывал скорее симпатию.
Мохсен - полная противоположность Хосейна. Безжалостный палач. Точнее, жертва, ставшая палачом. В свое время его пытали агенты САВАК - тайной полиции шаха, в том числе отрезали ему палец. Живет очень бедно. У них с женой и сыном нет даже газовой печки. В общем, можете себе представить отношение его к таким, как Исаак. И его вообще не волнует, что Исаак работал, чтобы нажить свое имущество. И он приводит в тюрьму своего сына, чтобы тот привыкал к тому, как и чем живет революция.

Еще несколько важных персонажей:
Джавад - младший брат Исаака. ввозит в страну контрабандную водку (алкоголь строжайше запрещен исламом)
Шахла - сестра Исаака и Джавада. Замужем за Кейваном, который также, как и Исаак, является богатым человеком. Дети не упоминаются.
Нассир Курош - лучший друг Исаака. Казнен за связи с шахом до ареста Исаака.

Что могу сказать? От книги не могла оторваться. Прониклась героями очень глубоко. С одной стороны, наверное, неправильно, что у кого-то есть все, а у кого-то ничего. Но если кто-то много работает, а кто-то ни черта не делает - то эти люди и не могут быть равны. Тем более, нельзя называть себя религиозными людьми(следовательно, живущими по заветам Бога) и при этом казнить людей за религиозные взгляды, национальность, "чрезмерное" богатство, заработанное собственным горбом или за то, что "служил в шахской армии". А ничего, что служил своей родине, а не какой-то чужой? И ненормально приводить сына в такое страшное место смерти, боли и безнадежности! И ненормально, что кто-то хочет угодить девочке только за то, что ее отец - начальник тюрьмы или дружит с кем-то потому, что их родные - стражи Исламской революции. Ненормально, когда детей отправляют на войну или заставляют допрашивать друзей. Ненормально, когда люди, которые любят свою страну, вынуждены бежать с нее, потому что "братья" и "сестры" революционеры пытают, убивают, отбирают имущество, а ты при этом все равно вынужден обращаться к ним "брат", "сестра". Книга однозначно стоит того, чтобы ее прочитать. Я не пожалела. И фильм тоже обязательно посмотрю.
картинка LeRoRiYa

Прочитано в рамках игры "Четыре сезона", спасибо огромное Maple81 , благодаря которой эта книга попала в подборку и была выбрана мной.