Больше рецензий

Monti-Ho

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2017 г. 09:34

531

2 «…какие-то люди, собиравшие на берегу росу и продырявленные камни, другие люди, которые в собственных тенях жгли костры и сжигали на них свои тени…»

Первое знакомство с творчеством М.Павича, и полное недоумение – что это? Конечно, как выяснилось, Павич имеет свой стиль и даже жанр – магический реализм и пр. Да, это все очень необычно, загадачно. Читаешь и понимаешь, что перед тобой не просто «нелинейное» повествование, а настоящий квест, шарада, головоломка. И в итоге из мелких элементов повествования, весьма необычных словосочетаний вроде «кровоточившие светом», «ребристый южный ветер», «сладковатый немой аккорд» и др. и удивительных понятий, вроде «Утро в Которе всегда соленое …», ««Так же как у тела есть члены, есть они и у души…», собрана история загадочной любви мужчины и женщины. И постоянно все прерывается – описанием различных ящиков и ящичков, отделений и найденных в нем предметов, или тех, что должны были бы в них храниться… в этом ящике для письменных принадлежностей. Кроме этого в повествование вторгаются чьи-то сны, немыслимые отрывки чьих-то вещей, записей, посланий и пр… Полное ощущение сюрреалистического мира – прямо как пластилиновый мультик «Падал прошлогодний снег», где «что хочешь, то и случается»… В результате этот довольно короткий, но роман (!) кончается историей как казалось судьбоносной встречи, предназначенности двух загадочных людей (Тимофея и Лилит), но которые все-таки расстаются и опять пошел «туман» - кто и для чего, а … «на самом деле!» - сами и додумывайте, дорогие читатели.

«…чтобы быть счастливым, нужен дар. Для счастья нужен слух, как для пения или танцев. Поэтому я думаю, что счастье передается по наследству и его можно завещать.
– Это не так, – резко возразила я, – счастье не передается по наследству, его нужно строить: камень на камень. Впрочем, гораздо важнее то, как ты выглядишь, а не то, счастлив ли ты…»?

В общем, намешаны и философия, а точнее сказать магическая философия, какие-то колдовские рецепты и обряды, легенды и мифы и, непонятно для чего страница военных действий в Боснии, и прочая сказочная атрибутика… Забавы ради, как показалось. Но, мне в чтении книги, наверное, надо было чего-то другого – смысла, формы, удовольствия. Я не ощутила толком ничего, что помогло бы мне понять эту книгу, и что-то взять из нее. Даже удовольствия я не получила, за исключением несколько мифической истории про соперничество сестер Анастасии и Катены и даже их дуэль (!). Поэтому в совокупности эта книга оказалась не в моем вкусе – не люблю «лоскутные» нелинейные повествования, и еще , возможно, роль сыграло то, что я ее прочитала не совсем вовремя ( после реализма Э.Ремарка).
Может быть для подобных произведений нужно "особое" восприятие или атрибутика? Стоит поразмышлять... с улыбкой.

«Некоторые улыбки могут подолгу жить на лицах мужчин и женщин, не исчезая столетиями. Они даже достаются в наследство следующим поколениям. Улыбка на лице официанта насчитывала по крайней мере несколько веков»