Больше рецензий

27 августа 2017 г. 12:23

2K

5

Мне очень интересно как эту книгу воспринимают дети. Потому что, с одной стороны - приключения, героические подвиги и раздача шоколада, всё как в сказке. С другой - управление делами государства, мучительное и слишком быстрое взросление, неудачи, разочарования. И то, что "как в сказке" так рассеяно меж серьезных проблем, что книжка ни на миг не воспринимается детской.

Давящее чувство возникает с самого начала, которое, в общем-то, хоть и грустное, но вполне себе житейское: маленький королевич остается сиротой, но, несмотря на то, что он теперь король жизнь его не меняется: уроки, строгий дворцовый этикет и одиночество - равных для королевских игр, детей в королевстве не нашлось.

Матиуш растет очень правильным королем, таким, как должно. "Ни одного часочка не оставалось у него на игры. Но что делать? Он - король, хоть и маленький, а король должен заботиться не о себе, а обо всех".
Когда-то в интервью "Русскому репортеру" М. Кантор сказал, что "единственная допустимая и приемлемая элитарность – это брать на себя ответственность за других. И о других заботиться. Такого рода элитарность и есть элитарность настоящая. А отгораживание себя от недостойного плебса дискредитирует понятие элиты и рано или поздно приводит к геноциду".
Матиуш - один из двух героев книги, которых можно причислить этой единственно допустимой элите.

Порой казалось, что Матиуш - этакий Христос: говорит о прекрасном, чудесном, в общем - утопичном. Но только казалось. Христос принес в мир прекрасные заповеди и кроваво ушел, оставив миру вопрос: "ну и чо теперь с этими идеями делать?" Мир, впрочем, разобрался, к вящей славе всех ветвей кровавого христианства. Матиуш старается (и старается изо всех сил, в его 10-12 лет у него уже гиперконтроль и гиперответственность) реализовывать свои идеи сам. Получается, конечно же, все через пень-колоду. Потому что и обман, и предательство, и воровство, и плохая продуманность реформ цветут пышным цветом. И приводит все к той же крови, ощущению бессилия и бессмысленности.

Проблемы внутренние и внешние, между взрослыми и детьми, духовным и материальным, между восприятием своих и чужих (как тонко подан момент, что король другого государства не сволочь по определению: он просто хочет хорошего для своего государства, а это плохо для нашего. Так что, король враг, но не злодей только лишь по одной этой причине!). Казалось бы - маленькая книжка, а текст очень насыщенный и плотный. Пока один строит дома отдыха для детей бедноты, другой - крепости и пушки. Друг, не боящийся за тебя в огонь и воду, берет взятки, и боясь разоблачения перед тобой же - предает тебя. Дети - такие же люди как и взрослые, но смогут ли они управлять? Не окажутся ли слишком глупыми? Не книга, а настоящий, хороший, цельный сборник жизненных вопросов и проблем!

Ошибки Матиуша видны со стороны и взрослому: слишком активно и слишком за многое взялся. Грустный король предупреждал его, но что такое предостережения зрелости для юного и полного сил? Да и мог бы мальчик, понимающий, что с первого раза все обязательно сорвется, взяться за то, почти неподъемное, дело, за которое взялся?
Матиуш - это такое воплощение прогресса в живом человеке: где-то умно, где-то глупо, во благо и во вред, с кровью и болью, но все-таки, хоть медленно - но к хорошему.

Для Матиуша Первого Реформатора ничем хорошим книга кончиться и не должна была, как и для всякого реформатора ("Всего награды - только знать наперед,//Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги//И идиотский твой штандарт подберет". ("Идиотский марш! Олег Медведев)). И это очень-очень хорошо: не ми-ми-ми и свалившийся из голубого вертолета волшебник, с помощью которого вдруг всё разрулилось, все стали добрыми и волк стал жить вместе с ягненком, барс с козленком; корова пастись с медведицею.
Получилась развенчанная утопия, мудрая и грустная притча. И когда ребенок говорит, что хочет поскорее стать взрослым, ему, пожалуй, следует очень быстро давать читать про Матиуша: вот, что такое взрослый мир; и вот что может быть, если оказаться взрослым слишком рано.