Больше рецензий

4 июля 2017 г. 06:04

1K

5 О близости и отчуждении

Любая типизация подпадающая под определение менталитета, не более чем акцентуация, в которой лишь более выразительно проглядывают общечеловеческие черты. Роман Говарда Джейкобсона, о том что человек может стать заложником системы, которая с одной стороны обогащает и является источником сила, а с другой - становится причиной конфронтации и конфликта длинной в тысячелетия.
Представим себе ситуацию. По старой доброй традиции наживаться за чужой счет - одна "группа" идет против другой. В подчиненном/угнетенном состоянии оказываются, к примеру, Ивановы. Взаимовыручка и поддержка - мощь , сворачивающая горы и раздвигающая моря. И Ивановы с утроенным усердием держатся за Ивановых. Один ты слаб, семья - оплот. Инструменты сплочения универсальны - своя философия, свои обряды, своя вера, свой бог. Достижение каждого Иванова - достижения всех Ивановых. Боль одного - принадлежит всем. Стратегия действенная - сплоченность неизбежно приводит к "повышению конкурентоспособности". И все бы хорошо, только если есть свои - значит есть чужие. Чужими оказываются все неивановы. И здесь приходит очередь минусов. Чем плотнее ряды "своих", тем четче прочерчивается по этой границе зона ответственности. Чем более возвышается человек, группа, род и т.д., тем более избранным/привилегированным начинает ставить себя по праву рождения. Всю ситуацию с последствиями каждый видел и знает на все лады. Ничего из выше перечисленного не является эксклюзивным качеством Ивановых, как бы они не изощрялись в нюансах. А теперь несложно догадаться как относятся неивановы к Ивановым. Тот кто сильный - ему все равно, хоть святым духом назовись, хоть какие преимущества имей. Сила не ропщет и не завидует, а идет себе куда шла. А вот слабость - другое дело, ей любая инаковость - кость в горле, и всяк - вина собственных бед. А тут такие замечательные Ивановы, которые сами про себя объявляют: "Я - сторож брату моему", "Я в ответе за своего отца, деда, брата и т.п.". Потому что такова изнанка представлений про достижения каждого Иванова и про общую боль. А дальше замкнутый круг - чем больше травят из вне, тем плотнее ряды, тем острее конфликт. А самая соль в том, что Ивановство - ровно такая же умозрительная концепция, как любая религия, верование, философия, но острота противопоставления обеспечивается попыткой обосновать ее не на духовном, а на генетическом уровне. Мы так безразличны друг другу и так одиноки, что ищем внешний цемент сцепления, пытаясь придать ему подобие объективности, и держимся за свои иллюзии, потому как не представляем, что еще противопоставить собственной слабости и пустоте. Описывать последствия смысла нет, они очевидны.
Для общечеловеческих ценностей нет границ, для доброты и милосердия нет внешних причин, они одаривают собой каждого кто готов их принять.