Больше рецензий

Rimode

Эксперт

Самоопределяюсь через чтение

3 июля 2017 г. 14:45

683

4 Два лика Лукреции

Виктор Гюго был весьма политически активным человеком. За свою долгую жизнь он прошёл путь от роялиста до республиканца, выдвигался в президенты, помог взойти на престол Наполеону III, а затем превратился в его противника и был отправлен в ссылку. Политическая деятельность, наверное, лучше всего умеет показывать, что люди могут быть не теми, кем они кажутся. За маской добродетели вполне может скрываться коварство, а за грубым видом – благородное сердце. В 1832 году Гюго создаёт пьесу «Король забавляется», где придворный шут оказывается нравственно выше всего королевского двора. Пьеса была тут же запрещена во Франции на целых 50 лет, а Гюго к 1833 пишет свою первую пьесу в прозе, которой стала «Лукреция Борджиа».

Уже в предисловии Гюго признаётся, что оба этих произведения не похожи ни по содержанию, ни по форме, хотя для него они составляют своего рода «билогию». Речь идёт о силе чувства, отцовского или материнского, которое способно возвысить человека над нравственным и физическим несовершенством. Гюго намеренно берёт овеянный ужасающими слухами образ Лукреции Борджиа, внебрачной дочери Папы Александра VI и активной участницы политических интриг семьи Борджиа. Действие происходит в начале XVI века, когда Италия была раздроблена на множество мелких государств, враждующих друг с другом, а Папская область вела активную экспансию. Но историко-политический пласт становится лишь фоном повествования об отчаянной попытке Лукреции тайно защитить своего сына от возможного убийства зложелателями. Гюго показывает нам, с одной стороны, образ женщины, самой судьбой погружённой в пучину изощрённых интриг и политических убийств, а с другой – любящую и заботливую мать, ставящую расположение сына выше собственной жизни.

В начале пьесы Лукреция готова стать благодетельной и даже повелевает выпустить всех заточённых ей пленников, но роковая встреча с родственниками её предыдущих жертв и последовавшая сцена с оскорблениями на глазах у сына пробудили у неё желание мести. При этом её сын до самого конца не знает, что его мать, отправляющая ему каждый месяц полные любви письма, и зловещая Лукреция Борджиа это один и тот же человек. Дженнаро намеренно выказывает своё презрение Лукреции и даже ставит свою жизнь под угрозу, сбив первую букву её фамильного имени на стене замка в Ферраре (Borgia превращается в orgia). Но Лукреция каждый раз спасает его, не оставив тем не менее намерений отомстить за оскорбление его друзьям. В конечном счёте, несмотря на благородные порывы материнской любви, она становится жертвой своей мстительности. При этом, как и в истории Медеи, Лукрецию Борджиа нельзя однозначно делать виновной. Рождённая в полной интриг семье, она с младенчества оказывается подчинённой воле злого рока, которому она пыталась, но не смогла противиться. Гуманист Гюго показывает силу, способную вывести к свету даже самых закоренелых преступников, но для этого она должна вступить в борьбу с силой, их этими преступниками сделавшей.
картинка Rimode