Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

7 июня 2017 г. 22:50

1K

5 Опростоволосившийся "мудрец"

Глумов мне отвратителен. Как ни нахваливай его ум и ловкость, он самый отвратительный персонаж в пьесе, да и хвалёный ум его погребён под подлостью. И фамилию автор дал ему говорящую, ему одному во всей пьесе. Глумиться над людьми, их слабостями и недостатками – не велико умение, а тем более не заслуга. И если Глумов у Островского появляется такой один, стоит взглянуть, что стало с течением времени. Сейчас, через 150 лет (пьеса вышла в 1868 году), глумятся все и надо всем, вспомним юмористические передачи на телевидении, блоги в интернете и так далее, глум захлестнул всё пространство.

Островский написал сатирическую комедию, положительного героя здесь нет, и здесь каждый достоин сатиры. И, тем не менее, заметим, что персонажи, населяющие пьесу, люди обычные, не блещущие добродетелями, но не такие уж они ужасные злодеи. Как говорит Курчаев про себя: «Я никаких добродетелей не имею. Я и пороков не имею, я просто обыкновенный человек». Вот и все эти Крутицкие, Мамаевы, Городулины и Турусины по-своему смешны, и даже по-своему милы, над ними можно подтрунивать, живут, как умеют, по ним - лишь бы спокойно и без душевных бурь и неприятностей.

Ретрограда Крутицкого, который желал бы законсервировать время, чтобы молодость была вечной, а жизнь неизменной, раздражают все новшества. Да ведь в его почтенном возрасте кто не желал бы этого, кто не вспоминает свои лучшие годы, когда, кажется, было всё – и чувства, и честь, и служение. Подленькое и льстивое поведение Глумова он замечает сразу, но остаётся снисходительным. Вот и в финальной сцене он первый предлагает не отвергать Глумова насовсем из общества. Что касается литературной обработки, которую Глумов придал его трактату, так это не преступление, это давно называется редактированием. Причём, Крутицкий настаивает на оплате труда Глумова.

Городулин, по всей видимости, человек праздно-занятый, слывущий либералом, порхающий из дома в дом, от одного непрочного дела к другому, ввиду поверхностного к ним отношения, стойкие взгляды и позиции у него отсутствуют, он мастер произносить спичи на обедах ни о чём, зато с броскими фразами. Вся эта его несерьёзность, конечно, достойна порицания. Но по сути ничего ужасно бесчестного даже Глумов не может записать про него в своем дневнике.

И богатая вдова Турусина, пожившая в молодости весело, а теперь желающая найти в Москве ходячую добродетель, полна предрассудков, сердобольна и наивна в своей неразборчивости, расточает своё благоволение недостойным. И всё-таки все её недостатки не стоят такой резкости и злопыхательства, с каким нападает на неё Глумов.

Машенька тоже не образец и не восхищающий идеал, интересуется только предстоящей весёлой жизнью и развлечениями, которые обеспечит ей замужество и солидное приданое от любимой тётушки. А с возрастом станет такой же, как тётушка или Клеопатра Львовна. Нет, скорее всего, как Клеопатра Львовна. Три возраста женщины в московском дворянском обществе видим мы в этой пьесе: Машенька, Клеопатра Львовна и Турусина. И ни в одном возрасте женщина не выказывает высоких благородных чувств, только маленькие женские слабости.

Мамаев вот тоже грешен: высокомерен и любит всех поучать, поболтать со всеми, вплоть до дворников, дела мало, слов много. Ну, так уж грядёт новое поколение, которое смело отвергает пустословие и будет явно более активным в делах, вспомним гимназиста, который не захотел слушать Мамаева и ответил ему вполне разумно и ясно.

Что интересно, Мамаев обиделся на карикатуру Курчаева и отлучил его от дома, лишил звания любимого племянника, а узнав про страшное лицемерие новоиспечённого любимца Глумова, соглашается принимать его в обществе. Но это неудивительно, если вспомнить, что Курчаев всё проглотил, а от подлеца Глумова ещё неизвестно, что можно ожидать. В финале всё общество, разоблачив Глумова и получив каждый из них жестокое оскорбление, единогласно решают приласкать его через некоторое время. Каждый из них про себя думает, что лучше такого человека держать на виду из боязни как бы ещё чего не вышло.

Что отличает «опростоволосившегося мудреца» Глумова от всех иных персонажей, так это энергичность и ярость. По сравнению с ним все остальные аморфны. Его финальный монолог возмущает хамством и наглостью. Он уже обвиняет всё общество в том, что его лишили денег (!) и репутации. Он смеет называть себя единственным честным человеком. И подумать только, что лишение денег – это уплывшее из-под носа приданое невесты, которая вовсе не хочет выходить за него замуж, а репутацию он создал себе сам, никто на него не клеветал. Ярость Глумова всколыхнула всё это спокойное болото, то есть общество, но энергии противостоять этой наглости у них нет, они боятся. Одному волку удалось напугать всё это овечье стадо.

Островский всегда писал вещи злободневные. Пьеса написана через несколько лет после отмены крепостного права. Уже проглядывает лицо нового капиталистического общества, которое начинает бурно развиваться. Наступает время индивидуализма. И такому индивидуалисту как Глумов все средства хороши. «Будешь капиталистом», – говорит Крутицкий Глумову, - «найдём тебе место видное, покойное». Похоже, что в наступающем новом времени Глумов себе место непременно найдёт.

Пьеса прочитана в преддверии просмотра спектакля Омского государственного академического театра драмы.
P.S. Спектакль понравился. Постановка традиционная. Актёры превосходны. Оставляет прекрасное настроение.

Комментарии


Очень интересно вы прошлись по всем персонажам, и возразить нечего:)